Учение Духовных Христиан, его основы и практические результаты

Статья Николая Федоровича Кудинова из “Вестника Духовных Христиан Молокан”. Май 1928 г. №5.

Последователи Уклеина объединились и, почувствовав свободу после высочайшего манифеста Александра I, коим им дарованы права наравне с прочими подданными России, начали смело и открыто проповедовать слово Божие в духе нового учения, будучи убеждены, что наконец люди после долгого блуждания по непроходимым дебрям нашли истинную стезю, и что теперь они с каждым шагом приближаются к той вечной правде, которую искали все народы во все времена.

Дух народа вдруг почувствовал себя свободным от стеснявших его доселе форм гражданской и церковной жизни стремительно ринулся к вопросам религии, черпая разрешение этих вопросов исключительно из слова Божия – библии. Всякий, выучивший несколько текстов из библии, стал считать себя вправе, в свою очередь, учить других. С библией в руках, они начали ходить со двора во двор, из села в село, с энтузиазмом в груди, не боясь преследований и гонения.

То было стремление народа к исканию библейской истины – рационализм крестьянский.

О смелости этого религиозного увлечения можно судить по действиям некоторых отдельных личностей. К числу таких борцов за свободу религиозной мысли относится крестьянин Швецов, который, услышав проповедь Уклеина и последовав за ним, однажды, в базарный день, явился в село Рыбное с библией в руках, стал ходить среди народа, читать и толковать о новом учении, и увлёк весь народ. Будучи человеком богатым, Швецов делал громадные пожертвования, что ещё более способствовало распространению его учения. За такую смелость Швецов был внезапно схвачен и сослан на Кавказ в Шемаху.

С этого времени, в разгар высшего напряжения деятельности духовных христиан, они подвергаются жестокому гонению и преследованию. Духовенство принимает жестокие меры для обращения духовных христиан в лоно православной церкви. И несмотря на то, что они никаких нарушений гражданских законов не делали и всегда относились с глубоким почтением к царю и властям; их как государственных преступников без суда и следствия подвергали жестоким пыткам и мучениям, ссылали в Сибирь и на Кавказ.

Стоит лишь попу донести, как сейчас же приезжал становой или исправник, заковывал в кандалы и отправлял в тюрьму “преступника”; имущество конфисковывалось, дети отбирались и все семейство дробилось: отец ссылался в Сибирь, мать на Кавказ, а дети в монастырь.

Духовенство прибегало к таким мерам жестокой расправы с духовными христианами потому, что боялось потерять свои доходы и свой авторитет над угнетённым и безвольным русским народом, скованным в то время цепями рабства помещиков.

Учение духовных христиан, по своей простоте было доступно каждому и сводилось, главным образом, к отрицанию всего видимого обрядового служения Богу; к отрицанию храмов, икон, священников и святых угодников. На вопрос: в чём ваша вера? Они всегда отвечали: возлюби ближнего своего, как самого себя (Матф. 22;37,39). Просящему у тебя дай, от хотящего занять у тебя не отвращай лица (Матф. 5;42). Будь милостив ко всем, помогай нуждающемуся, не притесняй ближнего, исполняй все заповеди Божии и будешь счастлив.

О церкви и благолепии храмов они говорят, что “не место красит человека, а человек красит место”. Церковь Христа или храм Божий есть собрание верующих в Бога согласно учения апостолов, которые говорили: разве вы не знаете, что вы храм Божий и дух Божий живёт в вас (Коринф.3;5). Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого  духа, которого имеете от Бога (1 Кор. 6,9). Бог не в рукотворённых храмах живёт, и мы не должны думать, что божество подобно золоту или серебру, получившему образ человека от искусства и вымысла человека (Деян. 17). На основании этого духовные христиане не признают никакой святости в украшениях храмов или молитвенных домах никакой божественности в иконах. По их понятию, никаких посредников между Богом и человеком не должно быть, так как все люди обладают слабостями и пороками и потому каждый за себя только может молится. Учение о молитве друг за друга они признают, что молитва друг за друга не должна разделять молящихся на привилегированное сословие и на мирян. Учредитель, начальник и пастырь церкви есть сам Иисус Христос, ибо Он предал себя на церковь, создал её и теперь вечно пребывает первосвященником навсегда, верующие же все – братья. Итак, приступая к Нему (Христу), камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни устраивайте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, то есть плод уст ваших (1 Петра 2:4,5), ибо как тело одно, но имеет многие члены и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, так и Христос (1 Коринф. 12:12). И вы тело Христово, а порознь члены, посему вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святых и свои Богу, будучи утверждены на основании апостолов и пророков, имея самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здания, слагаясь стройно возрастает в храм Господу, на котором мы устрояемся в жилище Божие Духом (Ефес. 2:22). Духовные христиане утверждают, что основанием для истинной церкви Христовой является сам Иисус Христос, и никто не может положить другого основания (1 Коринф. 3:11). Отсюда, естественно, вытекает взгляд духовных христиан на греко-российскую церковь, в основу которой положены вселенские соборы, которые устранили истинное основание, заменив таковое своими постановлениями и обрядами.

Таким образом, духовные христиане, группируясь в тесные общины, клали в основу своей жизни и своих религиозных мировоззрений св. писания ветхого и нового завета, которое служит для них сводом всех законов и постановлений. Из него они и черпают всевозможные разъяснения и правила применительно ко всем случаям жизни.

Лишь в редких случаях они прибегают к гражданским законам; все недоразумения, возникающие среди них на почве экономических и других вопросов, разрешаются братством. Нет закона чище закона Божия, нет судей правильней предстоятелей церкви. Рабу Господню не должно ссориться, как смеет кто из вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых. Вы будете судить ангелов, не только дела житейские (1 Коринф. 6:1-3). Общественная и семейная жизнь молокан была поставлена на самую высокую степень христианской жизни. Отношение родителей были нежны и почтительны. Дети всегда воспитывались в страхе Божием и в почтении к старшим. Знание священного писания у детей были поразительны.

Рассуждения о Боге у духовных христиан сводятся к следующему: Бог открывается человеку во всём, вне и внутри, сущим, как причина и цель всего. Мы во всём видим Его, красота вселенной и величина мира есть только отблеск Его Единого, сияющего во славе Своей.

Но во всей полноте истины Своей Бог открывается нам в нашем духе, ибо мы созданы по образу и подобию Его; который стоит в правде и святости. В духе нашем Бог открывается нам, как наша сущность, начало, причина и цель. Он в нас пребывает и присущ нам, ибо мы храм Бога живого и Бог в нас обитает, и мы в Нём.

Кроме этих двух откровений, из которых всякий, имеющий разум познает Его, мы познаем Его ещё из книги, называемой библией, в ней мы видим глубину божественной мудрости и потому принимаем ее как непреложное руководство к богопознанию. Библия раскрывает перед нами историю возрастания человечества в богопознании.

06ъединение молокан около библии выработало из них особый тип русских людей. Библия сплотила их и дала им определенную форму, выделив, таким образом, из среды православных.

Чтобы сделаться хорошими людьми, а не пьяницами, беспутными скотоподобными существами, мы должны быть совершенными, как совершен Отец наш небесный, говорят духовные христиане.

Божественный учитель показал нам своей жизнью, как достигнуть этого совершенства; вся жизнь Его была высоким примером для нас и являлась раскрытием Его божественного духа и источника, неиссякаемой любви к Богу и человечеству. Он показал нам, в чем состоит закон божеский и человеческий. Он есть то, что в нас есть самого истинного и разумного. Он наша сущность, а потому нам легко и естественно любить Его потому, что только в любви к Нему познаем себя и делаемся тем, чем мы по природе своей должны быть, т.е. образом и подобием Божиим. Любовь от Бога и всякий, кто любит, рожден от Бога, потому, что Бог есть Любовь и пребывающий в любви, пребывает в Боге. Но с заповедью о любви к Богу неразрывно связана заповедь о любви к ближнему, ибо что мы любим детей Божиих, сие узнаем из того, когда любим Бога. Кто говорит, я люблю Бога, а брата, своего ненавидит, тот лжец, ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, которого не видит. Заповедь Божия такова: чтобы любящий Бога любил и брата своего; кто не любит ближнего, тот есть враг Божий, потому, что Бог есть человеколюбец.

Ненавидящий брата своего есть человекоубийца, а никакой человекоубийца не имеет жизни в нем пребывающей. И любить мы должны не только делающих нам добро, но всякого человека, и не за какую либо услугу, а как брата во Христе, как образ и подобие Божие, единственно ради любви Божией; ибо Бог возлюбил нас за ничто, без всякой корысти и потому, кто любит других из видов корысти, тот не имеет любви чистой божественной.

Чтобы устранить страдание и скорбь братьев, мы должны быть всегда готовыми помочь им во всем, в чем они имеют нужду когда мы докажем любовь не на словах, а на деле. Действительно, такой взгляд на дело любви и братских отношений, создал благосостояние духовных христиан. Будучи трезвыми и трудящимися людьми и имея такую плотную связь между собою, у них не наблюдается крайней бедности, толкающей на совершение преступлений.

Понятие о честности у них сводится к тому, что они никогда не употребляют клятвенных слов. Говорящий неправду, лжец, позорит святое имя Божие и омрачает в себе образ и подобие Его, который состоит в правде и святости. Как же может пребывать образ и подобие Божие в том, кто пребывает во лжи?

Такие взгляды духовных христиан имели громадное влияние на окружающих, которые во всем их учении видели одну только правду и потому шли за ними.

Таким образом, учение духовных христиан могучим потоком разлилось по всей обширной России и захватило и увлекло собою массу русского народа.

Описываемое состояние духовного христианства относится к 1-й половине прошлого столетия, во 2-й же половине прошлого столетия среди духовных христиан началось духовное брожение, чуть не окончившееся для них печальным финалом.