Category Archives: СМИ о молоканах

Молокане Азербайджана: «Мы – русские. И ими остаемся»

Чем живет единственный в Азербайджане колхоз, который организовала и сохранила русская деревня»
АЛЕКСАНДР ГРИШИН. Газета “Комсомольская правда”
 

– Знаешь, я не люблю сметану и другую молочку, – сказал мне знакомый бакинец, сотрудник администрации президента Азербайджана. – Но когда попробовал то, что делают русские молокане из колхоза Никитина, то понял, что до этого сметану я просто не пробовал.

В принципе, наверное, так может сказать каждый, кому довелось дегустировать продукцию из деревни Ивановка Исмаиллинского района Азербайджана, места, где компактно проживают русские «духовные христиане»-молокане, русские баптисты, лезгины и азербайджанцы.

Читать дальше

О появлении молокан в Азербайджане

В Азербайджане издревле проживают многочисленные народы разных верований. У каждого из них своя богатая история.

В селе Чухурюрд (к югу от Пиркули) издревле проживали молокане. Пришли они сюда в 1843 г. Строили типичные дома — плетенки-мазанки, ведь шли сюда молокане и из Ставропольского и Краснодарского краев, и с Дона, где такие дома были обычными. Как и плетеные заборы.

Позже, когда молокане в Чухурюрде пообвыклись, дома стали строить из саманного кирпича с красивыми резными наличниками, с побеленными известкой стенами и настоящей русской печью внутри.

Читать статью полностью

«При Сталине молиться нельзя было»

В декабре 1936 года особое совещание при НКВД в Хакасии вынесло приговор участникам так называемой секты молокан: шесть жителей села Иудино получили сроки в лагерях по обвинению в создании контрреволюционной организации. Всего за годы Большого террора в Иудино было раскрыто несколько контрреволюционных организаций, участники которых получили в общей сложности 245 лет лагерей. Корреспондент “Сибирь.Реалий” побывал в хакасском селе Бондарево – так с 1958-го называется Иудино. Здесь до сих пор живут потомки ссыльных молокан.

Читать всю статью

Телеканал “Культура” “Письма из провинции”

Телеканал “Культура” в документальной передаче “Письма из провинции” показал небольшой фрагмент из жизни Кочубеевской общины ДХМ. Смотреть на сайте телекомпании с 9 и 18 минуты.

Алексей Никулин: Уважительное отношение азербайджанцев помогло молоканам выжить на Кавказе

Ведущий программы «Русский след» на канале «Моя планета» и участник экспедиций-расследований по неизвестным страницам истории Алексей Никулин рассказал корреспонденту Москва-Баку о съемках фильма, посвященного общине молокан в Азербайджане. Кино вошло в серию документальных проектов, посвященных неразгаданным тайнам, загадкам и легендам, передает Oxu.Az. 

Вместе со съемочной группой Алексей совершил путешествие в село русских молокан Ивановка, которое находится в Исмаиллинском районе Азербайджана. Популярный телеведущий поставил своей целью приблизиться к разгадке, как молоканам удалось сохранить свою самобытность, прожив двести с лишним лет вдали от исторической родины. Ответ на этот вопрос для него очевиден – это теплое и уважительное отношении местного населения ко всем народам, населяющим Азербайджан, без разделения по национальному и религиозному признаку. Continue reading

Радио “МАЯК”: КТО ТАКИЕ МОЛОКАНЕ?

Молокане – это группа людей, имеющих единые религиозные убеждения. Молоканство – одна из ветвей духовного христианства. Молокане отвергли водное крещение и причастие, а также, следуя ветхозаветным запретам, отказались от почитания икон и употребления в пищу свинины. А название «молокане», вероятно, связано с употреблением последователями этого движения молока во время православных постов. Почему крестьяне отказались от традиционного православия? И почему при императоре Николае I молокан начали преследовать и ссылать в Закавказье?
В ГОСТЯХ РАДИО “МАЯК”: ЛЮДМИЛА ЖУКОВА
 

Бакинская молоканская община — оплот старых традиций

О.БУЛАНОВА 

Общественно политическая газета «Эхо» http://ru.echo.az/?p=56518

Баку на протяжении своей долгой истории давал приют людям самого разного вероисповедания. В том числе тем, кого на своей родине называли еретиками, сектантами и т.п. Среди таких сектантов были и молокане. Молокане считали себя христианами, но расходились с православием в некоторых вопросах.

Например, они отказались от крестного знамения, ношения нательных крестиков, от основного символа православия. Крест, на котором принял мученическую смерть Христос, в их понимании — орудие казни, и негоже ему поклоняться. Церковное златое великолепие — также вещь непотребная, а иконы — вообще недопустимая, т.е. это рукотворное изображение святых.

Главное в вере, утверждают молокане, — это духовное единение с Богом; истинная вера должна проявляться в каждодневных делах и смирении духа, а не в великолепии церквей (которые молокане тоже отрицают) и не в иконах. Естественно, православная церковь не могла допустить соседства добропорядочных христиан и таких злостных еретиков, как молокане, и их стали выселять с насиженных мест. Первой, кто начал массовое выселение молокан, была Екатерина II. Однако куда бы молокан ни выселяли, они вели здоровый образ жизни, были трудолюбивыми и быстро завоевывали уважение местного населения. Об этом становилось известно в других регионах России, и молоканская «ересь» лишь крепла.

Continue reading

Из глубины веков: песенное народное творчество

“Радио России”

Гость в студии – Серафи́ма Евге́ньевна Ники́тина, фольклорист, главный научный сотрудник сектора прикладного языкознания Института языкознания РАН, ведущий научный сотрудник сектора живой традиционной культуры Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачёва (Института наследия), доктор филологических наук. Тема разговора –  песенное  народное творчество духовных христиан молокан.

Слушать передачу на сайте Радио России

Духоборы и молокане не любят, когда их называют русскими сектантами

Кто такие духоборы и молокане? Об этом Гия Саралидзе беседовал с историком, кандидатом педагогических наук Маратом Сафаровым в спецпроекте “Народы России” на радио “Вести ФМ”. Переход на сайт радиостанции.

«Над нами смеялись продавцы в магазинах»

Корреспондент «Русской планеты» побывала в этномузее христиан-молокан

Лариса Бахмацкая, Ставрополь

http://stavropol.rusplt.ru/index/etnomuzei_hristian-molokan-18546.html

Уникальное историческое и культурное явление Ставропольского края — это этнический музей в поселке Новокумский, где живут молокане. Молокане — разновидность духовного христианства, а также особая этнографическая группа русских. Они, как и казаки-некрасовцы, в прошлом веке вернулись из Турции, где жили закрытой коммуной. На Ставрополье они решают несколько задач: сохраняют язык, традицию и веру предков, а также предоставляют возможность туристам окунуться в мир русской старины. Этнодеревня существует на Ставрополье с 2012 года, на строительство комплекса на 8 га земли были выделены средства из бюджета края в размере 7 млн рублей.

Приезжаю в поселок Новокумский, и захожу во двор стилизованного под старину дома-музея молокан. В дверях дома, украшенного искусственными цветами, стоит молодая женщина в белом полупрозрачном кружевном платке и задумчиво смотрит куда-то в сторону засыпанного песком двора, качелей и фигуры аиста в гнезде. Глаза у селянки ярко-синие, а волосы темные. Здороваюсь, сразу спрашивая, из молокан ли она.

 

Continue reading

Цивилизация российских молокан – исчезнувшая Атлантида в Карсе

КАРС, 25 мая — РИА Новости, Алена Палажченко, Федор Смирнов.

Провинцию Карс, расположенную на крайнем северо-востоке Турции, можно смело назвать самой русской из 81 турецкой провинции. В 1878-1918 годах она входила в состав России, что оставило большой след в архитектуре Карса, центральные улицы которого напоминают дореволюционную застройку Твери, Рязани или Владимира. “Русский период” истории этого края неразрывно связан и с историей живших здесь 18 тысяч переселенцев из России — молоканах. Хотя их в Карсе давно уже нет, о молоканах знает каждый местный житель.

РИА Новости http://ria.ru/religion/20150525/1066401605.html#ixzz3bAm2AHSk

Continue reading