С.К. Жабин. К Духовному Свету. Краткий курс Закона Божия для духовных христиан (постоянных молокан). Издание пятое. Под редакцией Н.М. Анфимова. Тифлис, 1912 г. Переиздан общиной г. Сан-Франциско в 1975 году.
А
Аарон.- (Исх. 4,14). Еврейское слово, означающее “горний” или “вышний”; брат Моисея и родоначальник ветхозаветного священства по чину Ааронову (Исх. 28, 1; Сирах. 45, 7-19; Евр. 5, 4-5). Был ярким прообразом новозаветного Первосвященника Иисуса Христа (Евр. 5, 4-5 и гл.7).
Аваддон.- (Иов. 26, 6; 28, 22; Притч. 15, 2; 27, 20; Откр. 9, 2) Евр. “губитель”, а по сирийски “отец лжи” (снес. Иоан. 8, 44).
Агнец.- Греч. “невинный, непорочный”. Иисус Христос, прообразованный пасхальным агнцем и ежедневною жертвою израильтян. (Исх. 12, 3-13; Иоан 1, 29; Откр. 13, 8).
Агнцы.- Кроткие незлобивые последователи Христа, (Иоан. 21, 15; Лук. 10, 3).
Адамант.- Образ (символ, эмблема) неодолимой силы и крепости. (Ам. 7, 7).
Ад.- Понимался евреями двояко, как кебер – гроб, в смысле могила (Пс. 29, 4; Ос. 13, 14; Откр. 1, 18), и в смысле шеоль – преисподняя как обиталище душ преступников. (Пс. 54, 16; Ис. 14, 15; Лук. 16, 23; II Петр. 2, 4).
Аспид.- Ядовитая змея (Римл. 3, 13), слабая слухом, но острая обонянием (Пс. 57, 5). Сему уподобляются коварные люди (Второз. 32, 33; Иов. 20, 14; Пс. 139, 4).
Б
Баня водная.- Спасение человека милостию Божиею, банею возрождения и обновления Святым Духом, посредством слова Христа (Тит. 3, 5; Ефес. 5, 26; Иоан. 15, 3. II Петр. 3, 21).
Бездна.- (Иов. 28, 14; 41, 24; Пс. 35, 7). Неизмеримая глубина морской воды (Иоан. 2, 6; Пс. 105, 9). Употребляется в смысле глубины премудрости и неисследимости премудрости Божией (Римл. 11,39; Сир. 24, 31).
Бесплодная смоковница.- Человек, принявший слово Божие, но не принесший плода доброго. (Лук. 13, 6-9, Матф. 3, 10-21).
Бисер.- Мелкий жемчуг. Здесь употребляется в смысле слов премудрости (Притч. 8, 11; Иов. 28, 18; Матф. 7, 6).
Блудница.- Церковь, первоначально веровавшая в Господа, но потом уклонившаяся от Него и слившаяся с миром. (Ис. 1, 21; Иезек. гл. 23; Откр. 17, 15).
Блудный сын.- Грешник, по гордости или самомнению отделившийся от церкви и живущий по своим похотям. (Лук. 15, 11-32).
Брак.- Веселье и торжество в царстве Божием. (Матф. 22, 8-9; Иоан. 3, 29; II Коринф. 11, 2).
Брак Агнца.- Окончательное сочетание Христа с церковью для вечного блаженства. (Откр. 19, 7-9).
Бремена тяжелые и неудобоносимые.- Учение и предания человеческие. (Матф. 23, 4; Лук. 11, 46; Деян. 15, 10).
Бремя легкое.- Благий и святый завет Христов, нетрудный для исполнения, при содействии благодати. (Матф. 11, 30).
Броня.- (I Царств. 17, 5). Нагрудник из железа, стали, меди или другого металла, для защиты груди от ударов (Иерем. 51,3). В духовном смысле означает облечение верующего в праведность (Ефес. 6, 14), веру и любовь (I Фессал. 5, 8) и правду (Ис. 59, 17) для отражения ударов дьявола (Ефес. 6, 10-17).
Белый цвет.- Признак очищения человеков Господом нашим Иисусом Христом, (Ис. 1, 18; III Ездр. 2, 40; Откр. 7, 9-14).
В
Вавилон.– Верх беззакония, также место величайших неправд и нечестия. (Откр. 14,8; 17,18; сн. Дан. 13,5).
Васан.– (богатая лесом страна и гора) – цветущие царства и народы. (Ис. 2,13; Иер. 22,20; Пс. 134,11; 67,23; Зах. 11,2).
Вереи.– Образ силы и крепости, твердыня какой либо страны или места. (Плач. 2,9; Ис. 45,2; Ам. 1,5; Наум. 3,13).
Вертеп.– Пещера в тайном месте, служащая притоном разбойников. В духовном смысле означает собрание беззаконных людей (Иерем. 7,11; Матф. 21,13; Марк. 11,7).
Вечеря.– (Иоан. 12,2). Вечерний обед в Палестине и вообще на Востоке, где по случаю сильных жаров обедают в сумерках. В духовном смысле означает общение с Христом и Богом (Иоан. 14,23; Ефес. 3,17) и вкушение бессмертных словес Божиих (Откр. 3,20).
Вино.– Ароматное – учение Иисуса Христа (Песн. Песн.7,3; Ис. 25,6); драконовое – предания и лжеучения. (Второз. 32,32-33; Откр. 18,2; Притч. 4,17).
Виссон.– (Быт. 28,19; 35,15). Евр. “белизна”. Одежда ослепительного белого цвета, из тонкой льняной египетской ткани ) сравн. Иезек. 27,16). Стоимость ее много превышала цену золота, потому носилась только богатыми людьми (Есф. 8,15; 1Парал. 15,27; Лук. 16,19). Духовно знаменует облечение верующих Христом в Его праведность (Откр. 19,8).
Вода живая или животная.– Благодать животворящего Духа Святого. Даруется в учении, возрождении и святой жизни о Иисусе Христе (Ис. 44,3; Зах. 14,8; Иоан. 4,10; Откр. 22,17; 1Коринф. 12,13).
Воды.– Скорби, печали и напасти. (2Царств. 22,17; Иов. 22,11; Пс. 31,6; Ис. 43,2).
Волки хищные.– Жестокие и коварные люди, часто терзавшие церковь Христову. (Лук. 10,3; Иоан. 10,12; Деян. 20,29; Матф. 7,15).
Волчец.– (Быт. 3,18; Иов. 31,4; Иезек. 28,24), репейник, осот. Духовно знаменуются нечестивые дела человека (Евр. 6,8; Ос. 10,8).
Вол молотящий.– Служитель слова Божия.– У евреев, которые молотили обыкновенно волами, скупые хозяева надевали в сем случае волу деревянную оброть, чтоб он не мог съедать колосьев. Закон, запрещающий поступать таким образом с волами (Втор. 25,4) Апостол прилагает к пастырям и служителям Церкви, (1Кор. 9,9).
Воскрилия.– (Матф. 23,5), края или полы одежды. В духовном значении – прикрытие нашей духовной наготы и убожества милостью Божиею (Иезек. 16,8 сравн. Лук. 15,22; Откр. 3,18).
Восток свыше.– Иисус Христос – источник правды и спасения. (Лук. 1,78; Иер. 23,5; Зах. 3,8; сн. Мал. 4,2).
Врата узкие и путь тесный.– Жизнь, сообразная с законом Божиим, неразлучная с бедствиями и скорбями (Матф. 7,14).
Врач.– Иисус Христос, исцеляющий душу и тело. (Матф. 9,12.13; Лук. 5,31.32).
Венец жизни, правды.– Бессмертие, блаженство и слава на небе. (Иак. 1,12; Откр. 2,10; 2Тим. 4,8).
Г
Геена.– (Матф. 18,9; Лук. 5; Иаков. 3,6). Евр. “мучение”; долина Гиннона около Иерусалима, куда сваливались все нечистоты города. Огонь среди этих нечистот, будучи зажжен с незапамятных времен и червь не прекращались, будучи поддерживаемы новыми сваливаемыми нечистотами. Отсюда уподобление Христом этого места месту будущих мучений. (Марк. 9,43-44; Ис. 66,24).
Глава.– Правитель или старейшина в народе. (Ис. 1,6; 9,5; Мих. 3,1).
Глава змия.– Власть дьявола. (Быт. 3,14-15; сн. Откр. 12,7-9).
Глава церкви.– Иисус Христос, Которого Церковь есть тело, а в частности верующие суть члены. (Еф. 1,22; 5,25, Кол. 1,18; 2,10; 1Кор. 12,27).
Глад и жажда.– Ощущение в человеке потребности слышания слова Божия и общения с Господом. (Пс. 41,3; Ис. 55,1-2; Амос. 8,11; Матф. 5,6).
Гог.– Князь Роша, Мешеха и Фувала в земле Магог (Иезек. 38,2), был прообразом антихриста (Откр. 20,9; сравн. 38 и 39 гл. кн. прор. Иезекиля).
Голос жениха.– Призыв Господа нашего всех людей к Себе на брачный пир. (Иерем. 16,9; Иоан. 3,29; Откр. 3,20).
Гора Сион, гора Господня.– Буквально один из четырех холмов (Сион, Мориа, Акр и Везеф) холмов, на которых стоит Иерусалим. Духовно знаменует церковь Господа нашего Иисуса Христа. (Ис. 2,2; Дан. 2,35; Авд. 1,21; Пс. 67,16; 3Ездр. 2,40; Евр. 12,22; Откр. 14,1).
Гора смертоносная.– Беззаконный, надменный город Вавилон, в котором страдали пленные Иудеи. (Иер. 51,25; сн. Зах. 4,7).
Горлица.– (Быт. 15,9; Лев. 12,6; Иерем. 8,7; Лук. 2,24) – дикий голубь. Духовно знаменует кроткого человека (Пс. 73,19; Песн. Песн. 2,12; Матф. 10,16).
Гроб отверст.– Слова и дела нечистые, богопротивные (Пс. 5,10; Рим. 3, 12-14; сн. Матф. 23,27).
Д
Дверь.– I Христос, через Которого одного можно достигнуть спасения и блаженства.( Иоан. 10, 9).
Дверь слова.– Успех проповеди.(Кол. 4, 3; Откр. 3, 8).
Двор.– Истинная Церковь Божия (Иоан. 10, 1-16).
Денница и звезда утренняя– 1) Иисус Христос – Свет истинный, просвещающий всякого человека. (Откр.22, 16). 2) Свет Евангельского учения и просвещение от Св. Духа. (II Петр. 1, 19).
День.– 1) Год (Иез. 4,6; Вар. 4,35; Откр. 2,10; 11, 9; 12, 6; см. Числ. 14,34).
2) Просвещение светом веры Христовой. (1 Сол. 5,5; II Петр. 1,16).
День века.– Вечность, бесконечное время. ( 2 Петр. 3, 18).
День Господень.– Время суда и воздания Божия. (Ис. 13, 6; Иол. 1, 15; Иер. 46, 10).
Дождь.– Образ спасительного учения действия Духа Святого (Пс. 67, 10; Зах. 14,17; Евр. 6,7; сн. Втор. 32,2;Ис. 44,3).
Долги.– Грехи, оскорбления, преступления, неправды и обиды против Господа и ближнего. (Матф. 6,12; 18,21-35; Лук. 7, 41, 47).
Дом Божий.– Церковь Божия или общество верующих. (Ис. 2,2; I Тим. 3, 15; Евр. 3,2,6).
Дом Господень.– Селение Божие, дворы Господни. – Место собрания верующих. (Пс. 26, 4-5; 22,6; 41, 5; Пс. 83, 11; 115, 10; 121,1-2).
Дом израилев.– Избранный народ Израильский (Пс. 113, 10).
Дракон.– Диавол (Ис. 27, 1; сн. Иов. 26,13).
Драхма.– Христианская душа, у которой образ Божий занесен заботами века сего, подобно тому как образ кесаря в потерянной драхме заносится пылью (Лук. 15, 8-9).
Древо– 1) Царь или князь. (Ис. 2.13; Иез. 21,10; сн. 12). 2) Добрый или злой человек. (Пс. 1,3; Ис. 55, 12; Иез. 17, 21; Матф. 3,10; 7, 17,20).
Древо животное или жизни.– Вечное блаженство, бессмертие и нетление. (Быт. 2,9; III Ездр. 7,53; Откр. 2,7; 22,2).
Дух, духи.– Истинное или ложное учение и пророчество, также доброе или худое чувство, намерение, расположение, настроение души, и самые люди, проповедующие те или иные правила и учения. (Иоан.4,1; I Ездр. 1,1).
Дух,– (духовность).– Дух Евангельского учения, противополагаемый мертвой букве закона. (II Коринф. 3, 6; Гал. 3,3).
Дух блуждения.– Нечистый дух, дьявол, совращающий с пути истины и благочестия; также – идолопоклонство и всякое нечестие. (Ос. 4, 12).
Дева. – Церковь Христова. (II Кор. 11,2; сн. Еф. 5,27).
Дева мудрая. – Жизнь христианина, исполненная добрых дел. (Матф. 25,1-2; 5,16).
Дева неразумная.– Жизнь христианина, не радевшего о своем спасении и потому не имевшего добрых дел. (Матф. 25,1-13).
Делатели.– Проповедники и служители Евангелия. (Матф. 9,37,38; 10,10; 20,6-14; Лук. 20,9-16; I Кор. 3,9-17; II Тим. 2,6).
Е
Египет.– образ нечистивых с их беззакониями (Иезек. 23,3; Откр. 11,8).
Единородный.– (Иоан. 1,18). Один раз рожденный, единственный, один по рождению.
Елей.– (Быт. 28,18). 1) Деревянное, оливковое масло, выбиваемое из маслин (Исх. 27,20); употреблялось для помазания (Лев. 8,12; Пс. 22,5) и освящения (Исх. 27,20; Матф. 25,8). 2) Дух благодати, которым Господь помазует верующих (I Иоан. 2,20,27; Пс. 22,5; II Коринф. 1, 31,22).
Епитимия.– (Сир. 8,6). Временное церковное наказание за проступок, сделанный по неведению.
Ехидна.– (Ис. 59,9; Иов. 20,16; Деян. 28,3). Красивая ядовитая змея, часто притворяющаяся мертвою. Духовно так называется лукавый, коварный и лицемерный человек (Матф. 3, 7; Лук. 3,7).
Ж
Жатва.– Люди, имеющие нужду в просвещении учением Христа. (Матф. 9,37).
Жезл.–(Исх. 4,4)- Палка, трость или посох. Духовно знаменует силу посланную от Господа для подкрепления (Пс. 22,4; 109,2; Мих. 6,9; Зах. 11,10; Евр. 1,8; Откр.2,26-27).
Желчь.–(Пс. 68,22; Иерем. 8,14; Матф. 27,34). Горький напиток из полыни. (Плач. Иерем. 3,19). Духовно означает человека исполненного лукавства и неправды (Второз. 29,18-19; Деян. 8,23).
Жена.– 1) Царство или город. (Иез. 23, 2-4; сн. Иер. 3,1-13).
2) Церковь Христова (Откр. 12,2-9).
3) Люди нечестивые рождающие и распространяющие неправду и беззаконие (Отк. 17).
4) Образ слабости, безсилия. (Наум. 3,13; Ис. 19,16).
Жених.– Христос – жених Церкви Своей. (Песн. Песн. 4,9; Иоан. 3,29; Матф. 25,1-13; Откр. 21,9).
Живот или жизнь.– Вечная блаженная жизнь во Иисусе Христе, Который есть источник временной и вечной, естественной и духовной жизни.(Иоан. 6,33-54; Колос. 3,3-4).
Житница.– Небесное царство, обители Отца небесного. (Матф. 3, 12,13,30).
Жить по Духу.– Жить духовною жизнью, т.е. повиноваться действию Духа Святого и заповедям и приносить плоды духа, которые суть: любовь, радость, мир, долготерпение, благодать, милосердие, вера, кротость и воздержание. (Римл. 8,1; I ал. 5, 16-25).
Жить по плоти.– Жить чисто животною плотскою жизнью; творить дела плоти. (Римл. 8,5-18; Гал. 5,16-21).
З
Заимодавец – Бог, которого должны мы благодарить за бесчисленные дары Его и пред Которым делаемся новыми должниками по грехам своим (Лук. 7:41-50).
Звезда – 1. Царь или князь (Числ. 24:17; Откр. 22:16).
- Главный пастырь местной церкви, епископ (Откр. 1:20).
- Звезда прелестная – люди льстивые и велеречивые, под видом ревности по Боге распространяющие нечестивое учение и грех (Иуд. 13).
- Звезды небесные – все вообще люди, изначала предназначенные к блаженству небесному и , в частности, верующие во Христа, – которых слава по воскресении будет различна, как слава или сияние звезд (Откр. 12:4; 1 Кор. 15:39-42).
Зверь – 1. Человек, нравом подобный зверю (1 Кор. 15:32).
- Антихрист (Откр. 13:2,12; 17:3,7,8).
Земля живых – Люди, воскресшие со Христом из мертвых (Ефес. 2:6; Колос. 3:1;Пс. 26:13).
Знамение – знак, чудесное явление в удостоверение чего-либо (Матф. 16:1; Марк. 16:17).
Золото – Благодать Господа нашего Иисуса Христа, очищенная огнем искушений и через то драгоценнейшая всех сокровищ на земле (Откр. 3:18).
И
Иго – Ярмо, ноша. Духовно различаются два ига – иго рабства греха (Гал. 5:11; Римл. 5:20) и иго Иисуса Христа – праведность (Матф. 11:29,30; Римл. 6:18,22).
Идолослужение – Любостяжание и мздоимство; вообще всякая привязанность к чему либо земному (Колос. 3:5; Ис. 20:4,5; 2 Петр. 2:19; Филип. 3:13).
Иерихон – Евр. “благоухание”, знаменит был своими розами. (Сир. 24:15). От Иерусалима отстоял на 150, а Иордана – 60 стадиях. Иисусом сыном Навина Иерихон был проклят (Иис. Нав. 6:16,25), а потому Иисусом Христом в притче употребляется для изображения нечестивого мира (Лук. 10:30).
Иерусалим – Главный город иудеев; разделялся на две части – вышний на горе Сион и нижний на Акре, отделявшейся от Сиона долиною Тиропеон. В Новом завете вышним и новым Иерусалимом называется благодатная церковь Христова; под нижним же, который у ап. Павла называется также нынешним, разумеется неуверовавший Израиль (Гал. 4:25,26; Евр. 12:22; Откр. 21:2).
К
Кадило или фиал, исполненный фимиамом – образ возносимой к Богу молитвы сердечной и осенение верующих благодатью Духа Святого. (Пс. 140, 2; Откр. 5, 8).
Камень – 1) истинная, непоколебимая вера, образом которой по имени и соответствующей сему твердости исповедания удостоился быть Петр (Петр – камень), – всякий истинно и непоколебимо верующий во Христа (Матф. 16, 18; 1 Петр. 2, 5);
2) Камень краеугольный – Христос, глава и основание Церкви Своей. (1 Кор. 3, 11; Пс. 117, 22; Ис. 28, 16; Матф. 21, 42; 1 Пет. 2, 4-6).
Квас малый, все смешение квасящий – какое либо ложное начало, вредное правило или пристрастие, помрачающее всю веру и нравственность человека. (Гал. 5, 9; 1 Кор. 5,6).
Квас ветхий – дела плотского, необновленного духом, не удаляю-щегося от грехов человека. (1 Кор. 5, 7-8).
Квас или закваска жены в притче – время и средства, данные нам от Бога для устроения нашего спасения, и Его долготерпение к грешникам. (Матф. 13, 33).
Кедры – высокомерные, гордые силой и знатностью люди. (Зах. 11, 2; Ис. 2, 13; Иез. 17, 4).
Ключи – 1) сила, власть или право, также держава, царство (Откр. 1, 18; 3, 7; Ис. 22, 21; Лук. 11, 32); 2) ключи царства небесного – от Бога даруемая власть и способность – проповедию Слова Божия, совершением таинства и духовным управлением – приводить людей в царство небесное. (Матф. 16, 19).
Ковчег – Иисус Христос; подобно тому, как от всемирного потопа спаслись только те, кто поверил Ною и вошел в ковчего его, так и в новом завете, кто поверит Христу и войдет в Его Церковь, только тот спасется от всемирного потопа грехом. (Быт. 7, 16-22 снеси 1 Петр. 3, 20-21).
Корень горький – вредное, противобожественное учение и плотская соблазнительная жизнь. (Евр. 12, 15; Второзак. 29, 18; см. слово «желчь»).
Кони – неудержимая сила врагов (Авв. 1, 8; Иер. 4, 13; Иол. 2, 4).
Конь белый – образ победы и торжества духовного. (Откр. 19, 1-14).
Конь рыжий – образ кровавой войны или борьбы. (Откр. 6, 3-8).
Конь вороной – образ обманов и заблуждений. (Откр. 6, 3-8).
Конь серый – (блед), образ голода и бедствий. (Откр. 6, 3-8).
Креститься – греч. «погрузиться» – погрузиться верою во Христа (Римл. 6, 3-8; Гал. 3, 26-27); огнем – страдать за имя Христово. (Матф. 3, 11; Марк. 10, 38; снес. 1 Пет. 4, 1,12,13; 1, 6-7).
Крест – с терпением проходить принадлежащее нам поприще, подобно Христу. (Евр. 12, 1-3; снес. Матф. 10, 38-39; Марк. 8, 34-35).
Л
Лев. – 1) Образ храбрости, означающий колено Иудино (Быт. 49,9).
2) Вообще – образ мужества, храбрости и силы (Пс. 90,13).
3) Одно из пророчественных наименований Иисуса Христа, происшедшего по плоти от колена Иудина, – наименование, означающее непреоборимую, победительную силу Его над врагами церкви Своей. (Откр. 5,5; М. 49,9).
Лис, лисица. – Образ лицемерия и хитрости (Иер. 13, 4; Лук. 13,32; Песн. 2,15).
Ловец человеков. – Апостол или проповедник Христов, учением и благодатию Спасителя приводящий людей к вере и спасению (Матф. 4,19; Иез. 47,10).
Лоза. – Иисус Христос; подобно тому как лоза служит проводником живительного сока от корня к плодам, так и Христос служит для сего между Богом и человеками (Иоан. 15,4; Ефес. 4, 15; 1 Тим. 2, 5).
Лоно. В лоне Отчей сын. – Вечно прибывающий в Отце и с Отцом, единосущный Отцу (Иоан. 1, 18; Сн. 14, 9-11; 8, 16,17).
Лук (оружие) в руке. – Образ победоносной силы Евангелия (Откр. 6,2).
Луна. – Церковь подзаконная, управлявшая ночью до восхода Солнца или Иисуса Христа (Пс. 135,9; Малах. 4,2; Откр. 12,1).
Лестница Иакова. – Иисус Христос, смертией Своей сое-динивший небо с землею (Быт. 28,12; Ефес. 1,10; Колос. 1,20).
М
Маккавей. – (1 Мак. 2,2), Этим именем назывался Иуда, сын Маттафии, от которого произошла фамилия «Маккавеев». Имя Маккавей составляется из начальных букв изречения на еврейском языке «Ме Хамохаг Баслим Иеговаг», т.е. «кто, как Ты, Господи, между богами» (Исх. 15, 11). Изречение это, вышитое на знамени, носилось маккавеями во время восстания.
Манна – (Исх. 16, 31; Иерем. 16, 27) Получила название от еврейского слова «ман-гу» (что это?) (Исх. 16, 15), белое семя, посылавшееся богом для евреев (Втор. 8, 3; Пс. 77, 23-35; Иоан. 6,31) и имевшая необыкновенную способность быть по вкусу каждого (Премуд. 16, 20-21). Духовно знаменовало премудрость Божию (Откр. 2, 17, сравн. 1 Коринф. 2,6) или Христа (1 Коринф.1,20, сравн. Иоан. 6, 23-27), имеющего способность быть по желаниям каждого (Иак. 5, 13).
Маслина дикая. – Неверующая неплодная церковь язычества; – всякий неверующий, который сам по себе не может произвести доброго, богоугодного плода, доколе верою не привьется к единой непорочной лозе – Иисусу Христу и не войдет во ветроград Христовой Церкви (Рим. 11, 17).
Маслина добрая. – Церковь Христова вообще и в частности – каждый истинно верующий во Христа (Рим. 11, 24).
Мерзость. – 1) Грех, беззаконие (Ис. 66, 3; Тит. 3, 3).
2) Кумир или идол (3 Цар. 23, 13; Ис. 44, 17, 19).
3) Обряды идолослужения (Откр. 17, 4; 1 Пет. 4, 3).
Мертвость. – Бедствия и недостатки земной жизни (2 Кор. 4, 10).
Мертвые.–Умерщвленнные грехом, нераскаянные души (Матф. 8, 22).
Мертвые дела.. – Грехи, беззакония – причины смерти духовной и телесной (Евр. 9, 14).
Мечь. – 1) Образ погубления и разрушения (Втор. 32, 41-42).
2) Символ власти – судить и карать злых, поощрять и награждать добрых (Римл. 13, 3-4).
3) Слово Божие – духовное оружие Христианина (Ефес. 6, 17; Евр. 4, 12).
Н
Нагой – человек, которому не отпущены беззакония и чьи грехи не покрыты (Ис. 31,1; Римл. 4,7; Откр. 3,17-18; 2 Коринф. 5,3).
Наемник – своекорыстный, не Богу и пастве, а своим страстям и житейским выгодам служащий пастырь или учитель (Иоан. 10,12-13; сн. 1 Пет. 5,2).
Наследие – вечное блаженство (Гал. 3,18; сн. Рим. 8,17).
Наследие или достояние Божие –
1) избранный и руководимый Богом народ Израильский (Исх. 15,16-17; Пс. 73 и 134; Втор. 32,9; Пс. 93,5,14);
2) истинный Израиль – тот люд Божий, который последовал вере и учению Спасителя (Рим. 9,6-8; Гал. 4,22-31).
Насущный – которым насыщаемся и существуем (Матф. 6,11; Лук. 11,3).
Невод или мрежа – Слово Божие и все благодатные средства, которыми люди призываются и как бы привлекаются к вере и спасению (Матф. 13,47; Иоан. 21,6).
Невеста – Церковь христова, обрученная жениху – Христу (Песн. Песн. 4,8; 2 Коринф. 11,2; Откр. 21,9; Иоан. 3,29).
Необрезанный сердцем и слухом – ожесточенный, по грубости и развращению души не способный принимать истину Божию (Деян. 7,51; Иер. 6,10; Втор. 10,16).
Ночь – время неведения и заблуждения, духовная тьма (Деян. 26,18; Рим. 13,12; 1 Фессал. 5,5).
О
Облако – понимается двояко: 1) как истинные свидетели об Иисусе Христе (Ис. 60:8; Евр. 12:1);
2) лжеучителя, не могущие источать живоносную воду или учение Христа. и посему названные «безводными» (2Пет. 2:17; Иуд. 1:12).
Огонь – 1) разрушения, беды, страдания (Ис. 42:25; 66:15; Иез. 22:31; Лук. 3:18; 12:49);
2) символ благоволения божьего (1пар. 21626; 2Пар. 7:1-3; 2Мак. 2:10; Исх. 14:24; 19:18).
Одежда брачная – чистая и светлая одежда от Господа, которая есть праведность святых, убеленная кровью Христа (Откр. 19:7-8; 7:9; 3Ездр. 2:45).
Одежда овчая – притворная простота, мнимая невинность (Матф. 7:15).
Омега – (Откр. 1:8) последняя буква греческого алфавита, здесь употребляется в смысле «конец».
Омовение – удаление человека от злых дел и омытие сердца именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Святым (Ис. 1:16; Пс. 50:4; Иезек. 16:19; Зах. 13:1; 1Кор. 6:11; Евр. 10:22).
Орел, орлы – 1) царь или царство (Иез. 17);
2) истинно верующие души, подобно орлам парящие к единому Телу и Солнцу – Христу (Матф. 24:28; Ис. 40:31);
3) римское войско, у которого знамена были с изображением орла (Лук. 17:37).
Оружие света, оружие Божие – одобрение чистой, непорочной совести и сила, ниспосылаемая верующим от Духа Святого (Рим. 13:12-14; Еф. 6: 11-17; сн. 1Тим. 1:19; 3:9; 2Тим. 4:7-8).
Ослепление – состояние человека, когда его внутренние очи настолько ослеплены миром, что он не видит собственной вины погибели (Ис. 6:9-19; Матф. 13: 13-16; Ефес. 4:18; 2Кор. 4:4; 2 Пет. 1:9; Откр. 3:17).
Отечество – Церковь Христова на небесах, куда стремится каждый духовный христианин, имея там постоянное жительство, а здесь на земле, считая себя странником и пришельцем (Ефес. 3:15; Филип. 3:20; 1Пет. 2:11; Евр. 11:13-16).
Очи – 1) в приложении к Богу: а) Его всеведение вездесущее и неусыпное промышление о тварях (Притч. 15:3; Пс. 30:8; 33:16; 91:12; Евр. 4:13; Откр. 2:18); б) милость и благоволение Божии (1 Ездр. 5:5; Пс. 5:6; 10:4);
2) в приложении к человеку: разум, очи ума (Пс. 118:78; Еф. 1:18).
П
Первородство – (Быт. 43:13; 1 Парал. 5:11; Римл. 8:29; Евр. 12:16) преимущество старшинства и власти первородного (первенца) брата над остальными братьями; во-первых, двойная доля в наследстве (Вторз. 21:17), во-вторых, первенцу надлежало обетование о Христе (Исх. 4:22; Пс. 88:28 1 Кор. 15:23).
Печать – общение Святого Духа чрез благодать Господа нашего Иисуса Христа, как знак познания Господом Своих (Иоан. 6:29; Еес. 1: 13; 2 Тим. 2:19).
Пища твердая – полное и совершенное разумение истин учения Христа, при достижении полного возраста Христова из младенцев (Евр. 5:12-14; 6:1; Ефес. 4:11-14).
Плевелы – грешники и соблазнители, не внимающие внушениям благодати и другим, подобно сорной траве, пшенице мешающей (Матф. 13:25,38-43).
Помазание – благодать Святого Духа (1 Иоан. 2:20-26).
Помазанник – 1) царь, священник и пророк (2 Цар. 1:14; Пс. 44:8; сн. Евр. 1:9; Дан. 9:26);
2) Мессия, Иисус Христос.
Поприще – (Матф. 5:41) миля, тысяча шагов; духовно называется предстоящая жизнь христианина в его призвании (сравн. Пс. 18:6; Деян. 13:25; 20:24; Евр. 12:1)
Порождение ехидны – возрожденные не от Слова истины Иисуса Христа, а от дьявола, посему и названы сыны лукавого (Матф. 12:34; 13:38; снос. Иоан. 8:41-44).
Приставник – всякий человек, обязанный пользоваться благами земными не как собственностью, а как даром Божиим, на время данным ему в пользу не только свою, но и ближних (Лук. 16:1).
Приставник неверный, но мудрый – человек, который приобрел богатство путями неправедными, или не так, как должно, пользовался им, но впоследствии, почувствовав над собой руку Божию, раскаивается во грехах своих, старается умилостивить Бога и вознаградить обиды милосердием и благо-творительностью (Лук. 16:1-12; сн. 19:1-10).
Путь, пути – 1) Господни – Закон божий (Быт. 18:19; Втор. 8:6; 9:19);
2) жизнь и дела человека (Матф. 21:38; деян. 14:16);
3) Иисус Христос, благодать Которого по вере в Него есть единственный путь ко спасению (Иоан. 14:6).
Пшеница – добрые, истинно верующие, благочестивые люди, которые как семена пшеницы, рассеянные по лицу земли от всех времен и народов будут созваны трубою Ангелов во время жатвы и собраны в обителях Отца Небесного (Матф. 3:12; 13:36; сн. 1 Кор. 15:35-57).
Р
Рай – 1) место на земле, где жили первые человеки до падения (Быт. 2:8-15);
2) Царство небесное, вечное блаженное жилище спасенных (Лук. 23:43; Откр. 2:7).
Ржание конское – народное языческое ликование, бесстыдные песни и пляски (Ам. 6:1-85; сн. Рим. 13:13).
Ризы – образ духовной чистоты и веселия (Откр. 3:4-5; сн. 19:8; Пс. 131:16).
Рог – 1) сила и богатство (Откр. 5:6; Ам. 6:13; Пс. 88:18; 17:3; Лук. 1:69; Иер. 48:25).
2) Угольник алтаря или жертвенника (Исх. 30:1,12).
3) Крыло или часть войска (1Мак. 9:1,12).
Роса – Сила воскресшего Иисуса Христа, оживляющего мертвых духом и телом (Ис. 26:19; Песн. 5:2; Сир. 43:24; Ефес. 2:1-7; Колос. 2:6-13).
Рука простертая или возложенная на чью либо главу – 1) низведение благословения Божия (Быт. 48:14-20).
2) Низведение благодати священства (Числ. 8:11; 1 Тим. 4:14). Руки, возложенные на собственную главу, знаменуют скорбь и сетование (2 Цар. 13:19; Иер. 2:37).
Рука Господня на пророке – сверхъестественное, чрезвычайное просвещение от Духа Святого (Иез. 8:1).
Руки чистые – образ душевной и телесной чистоты (1 Тим. 2:8; Пс. 25:6).
Рукописание – обязательство или зависимость, которым человек сам подвергает себя в отношении к греху и дьяволу, и от которых Христос искупил нас Своей кровью (Кол. 2:14).
Руку целовать – обряд древнего языческого богопочитания, выражавший любовь и почтение к идолу (Иов. 31:27; сн. 3 Цар. 19:18).
Руку отверзать – быть щедрым, благотворить (Втор. 15:8; Пс. 103:28; 144:16; Сир. 40:14).
Руку сжать – быть скупым, непотдатливым (Втор. 16:7).
Река – 1) нашествие войска неприятельского (Ис. 59:16; Иер. 46: 7-8).
2) Обилие благодатных даров Божиих, которые Спаситель доставил людям на земле и на небе (Иез. 47::9; сн. Откр. 22:1; 2:17).
С
Свет - 1) Радость, мир и счастье (Иов. 18:4-7; 22:28; Иак. 1:17)
2) Познание Божественного учения и святая жизнь (Ис. 9:2; Еф. 5:8; 1Иоан. 1:7; Матф. 5:16).
3) Сын Божий Иисус Христос – источник духовной радости и просвещения (Иоан. 1:48; Деян. 26:23).
4) Царство небесное, вечная слава и блаженство (Откр. 21:25; Кол. 1:12-13).
Светильник – 1) Добрый и мудрый царь (2Цар. 21:17; Пс. 131:17).
2) Всякий просвещенный и, вместе с тем, благочестивый человек, в особенности пастырь церкви (Матф. 5:14-15; Филип. 2:25).
3) Вера, просвещающая и освящающая мысли христианина (Матф. 25:3-4).
4) Просвещение свыше и помощь Божия (2Цар. 22:29; сн. Пс. 26:1).
5) Та или другая местная церковь христианская (Откр. 1:12-20).
6) Благоденствие и довольство (Иов. 18:21,17).
Скиния нерукотворенная – Тело Иисуса Христа, принесенное в жертву за людей и Церковь, которая есть тело Его (Еф. 1:23); также всякий истинно верующий как член Церкви и жилище Духа Святого (Евр. 9:11; 1Пет. 3:5; 1Кор. 4:16-17; Еф. 2:17).
Скрижали (Исх. 34:1) – Доски из белого алавастрового камня с начертанием на них десяти заповедей (Втор. 10:4; Авв. 2:2). Духовно знаменовали сердца верующих, на которых написан закон Бога живого (Прит. 3:3; Евр. 8:10).
Служение смертоносным буквам – служение Иудеев Богу, основан-ное на законе, не знавшем помилования, а только осуждение (2Кор. 3:6-7).
Соль – небесные истины, образ мудрости, внутренней чистоты, твердости и силы, неразлучные с истинно христианской жизнью (Матф.5:13; Марк. 9:41-50; Колос. 4:6).
Сон – 1) Смерть (Дан. 12:2; Иоан. 11:11-13; 1Кор. 11:30).
2) Усыпление совести (Рим. 13:11; Фес. 5:6-7).
Стан – ветхозаветный обрядовый закон с его городом и храмом (Евр. 13:11).
Стень, сень (тень) – обрядовый закон Моисеев, служивший тенью или прообразом Нового Завета (Евр. 8:5,10; Кол. 2:17).
Субботство – вечный покой или вечное блаженство на небесах, уготованное верующим во Христа, прообразованное субботой Иудейской и землей обетованной (Евр. 4:1-11; сн. Пс. 94:10-11; Чис. 14:23).
Семя – 1) Поколение или потомок, рожденные от кого-либо (Быт. 3:15; 22:16-18)
2) Слово Божие (Лук. 8:5,11; 1Пет. 1:23).
3) Благодать Духа Святого (1Иоан. 3:9; сн. 2:21,27)
Семя доброе – Люди благочестивые, спасаемые благодатью Иисуса Христа (Матф. 13:38).
Семя прозябающее без ведома сеятеля – плоды проповеди евангельской, производимые в душах слушателей действием Духа Святого без ведома и независимо от достоинств проповедника (Марк. 4:26-29; сн. 1 Кор. 3:6-7).
Сень смертная – 1) Тьма неведения и греха (Матф. 4:16).
2) Тяжкие беды и скорби (Пс. 22:4).
Сеятель – проповедник Евангелия, в особенности Иисус Христос (Матф. 13:4,37).
Т
Тайна – Предмет или учение, прежде неизвестное, а потом открытое (Рим. 14:24; 1Кор. 2:7; Кол. 1:26; Откр. 1:30).
Таланты – Дары Божии, данные человекам на служение Богу (Матф. 25:14-30; 1Пет. 4:10; 1Кор. 12:1-11; Рим. 12:6-8).
Терние – (Быт. 3:18; Матф. 13:7; Евр. 6:8; Ос. 10:8); терновник и вообще всякое колючее растение. Духовно изображает беззаконие человека (3Ездр. 16:76; Мих. 7:4).
Трость – 1) В смысле жезла или палки, посоха (4Цар. 18:21; Матф. 27:30);
2) меры (Иезек. 42:16; Откр. 21:16);
3) растения (Ис. 43:24; Матф. 11:7);
4) письменного прибора (Суд. 5:14; Пс. 44:2; Иерем. 8:8; 3 Иоан. 1:13).
Трубить пред собою – Хвастаться, хвалиться, пускать молву о себе (Матф. 6:2).
Труп – 1) Иисус Христос, привлекающий к Себе и питающий всех верных (Матф. 24:28; Лук. 17:37; Откр. 19:10).
2) Иерусалим, когда он предаваем был окончательному разрушению, при котором легло более миллиона трупов иерусалимских, и когда развевались над ним Римские орлы (Матф. 24:2; Марк. 13:1-2,14-20).
Тук – 1) самое лучшее во всякой вещи (Пс.80:17).
2) Богатство, пресыщение (Пс. 21:30; сн. Иер. 5:28).
3) Как мозг, находясь в недре костя, доступен не всякому, а только обладающему силой для раздробления кости, так и питающий душу человека таинственный смысл Священного Писания доступен не всякому, а только обладающему силой свыше от бога для разрешения пророчеств (Ис. 25:6; Сир. 47:2; 2Пет. 1:29; 1Кор. 14:34).
Тело Христа – Церковь Христова, состоящая из верующих, которые члены этого тела (Рим. 4:5; 1Кор. 12:12,37; Ефес. 4:12; Колос. 1;24).
Ф
Финик – Символ радости, мира, победы (Откр. 7:9; Иоан. 12:12-18).
Х
Хвалиться по плоти – Гордиться человеческими преимуществами – умом, происхождением, богатством и пр. (2Кор. 11:18).
Хлеб – 1) Божественное учение, Слово Божие (Втор. 8:3; Ис. 55:2; Матф. 4:4).
2) Таинственные Тело и Кровь Христовы(1Кор. 10:11-16; Иоан. 6:35,51; Матф. 6:11).
Хлеб Ангельский, хлеб небесный – Манна, ниспосланная с неба народу Израильскому, служившая прообразом духовной, преестественной пищи христианской (Пс. 77: 24-25).
Храмина земная – Тленное тело человеческое (2Кор. 5:1; Иов. 5:19).
Храмина или скиния нерукотворенная – Тело духовное, сообразное телу Иисуса Христа, которое будем иметь по воскресении на небе (2Кор. 5:1,2; Евр. 9:11; сн. 1Кор. 15:35-54; Рим. 8:11,29,30; Фил. 3:21).
Хула на Духа Святого – Явное богохульство и бесстыдное противление очевидной истине; упорство против гласа совести и внушений благодати. (Матф. 12:31-32; сн.1Тим. 1:19-20; Откр. 13:1,5-6; 17:3).
Ц
Царское священство – Люди, взятые в удел, приближенные к Богу, омытые и освященные Кровью единого Первосвященника Иисуса Христа, и через то сделавшиеся сонаследниками Ему (Откр. 1:6; 5:9-10; 1Пет. 2:9; Евр. 12:22-24).
Ч
Чаша – 1) Дары промышления и благости Божией (Пс. 22:5; 115:4). 2) Символ страданий и смерти спасителя, о которых должен напоминать нам сосуд таинственной Крови христовой (1Кор. 11:24-28; Матф. 26:28).
3) Чаша вина – гнев Божий (Пс. 74:9; Откр. 16:19).
Чресла – (Быт. 37:34; Иов. 12:18; Иерем. 13:1; Матф. 3:3) поясница, крестец. Как чреслы составляют крепость тела, так и мысли наши составляют крепость ума; посему мысли наши духовно называются чреслами (1Пет. 1:14; Ефес. 6:4; Лук. 12:35; Ис. 11:5).
Ш
Шлем – (1Цар. 17:5; Ис. 59:15) головной металлический убор для защиты головы от неприятельских ударов. духовно знаменует надежду спасения (Ефес. 6:17; 1Фес. 5:8) на нелицеприятный суд божий (Прем. 5:18).
Я
Ярмо – 1)Духовное служение или обеты, данные при вступлении в Церковь Христову (2Кор. 6:14); вообще нравственные обязанности (Пл. Иер. 3:37).
2)Тяжкий труд внешнего, телесного служения или рабства (Быт. 27:40; Втор. 28:48).