Для чего Христос крестился в воде?

Н. Ф. Кудинов Ст. Муртазово, Владикавказ. жел. дор.

(Из журнала «Духовный Христианин» №3 1910 г.)

 «Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?

Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его.» (Матф. 3: 13-15).

 Когда ведешь беседу с православными миссионерами или баптистами по вопросу о водном крещении, то всегда слышишь такие доказательства: крестились мытари и грешники, крестился евнух, крестился Стефанов дом, крестились и прочие; даже  Сам  Спаситель  крестился. Только не крестились фарисеи, да законники, а теперь только духовные христиане не крестятся. И когда слышишь такие доказательства, то кажется, что хуже и несчастнее фарисеев и духовных христиан никого на свете нет. Крестятся католики, лютеране, кре­стятся православные, староверы, баптисты, штундисты; крестятся магометане, китайцы, японцы — все крестятся в воде, т. е. все чрез водное омовение чают получить прощение грехов; только одни духовные христиане не крестятся в воде, т. е. не исполняют обряда водного омовения для прощения грехов.

А когда глубже вникнешь в смысл их доказательств и когда тщательно рассмотришь все тексты слова Божия, имеющие то или другое отношение к во­просу о крещении, то станет понятным, что духовные христиане и духоборы не так жалки и несчастны, как это казалось на первый взгляд, и представление о них сейчас же меняется в лучшую сторону.

Всем и каждому известно, что без определенной  цели ничего на свете не делается. Если мы, люди, совершая что-либо в нашей жизни, делаем это по определенному плану с известными целями, то тем более Спаситель не мог ничего делать бесцельно. Таким образом, нам необходимо знать цели, какие преследова­лись вообще обрядами закона Моисея и в частности обрядом водного омовения. И когда мы узнаем цели, какие в этом обряде преследовались Христом, мытарями, грешниками и фарисеями, отвергшими волю Божию, то тогда нам станет понятным, что духовные христиане имеют твердое основание не исполнять обряда водного крещения и что те, кто исполняет этот обряд, не веруют во Христа, как в искупителя от клятвы закона, и что клятва закона над ними висит, как Дамоклов меч. Мы знаем, что мытари и грешники крестились в покаяние для прощения грехов потому, что они были грешники. И крещение Иоанна для них, как для кающихся грешников, было полезно, в особенности тогда, когда они дополняли к покаянию веру в грядущего. И если крещение Иоанна было, как он сам говорит, совершаемо в покаяние грешников, то нам понятно, почему мытари и грешники крестились от него. Но с какою целью крестился Христос, Который не был грешником, нам становится непонятным. Ведь не мог же креститься Христос в покаяние, как грешник? Но тогда для какой же цели Он крестился? От правильного разрешения этого вопроса зависит и разрешение вопроса: нужно ли нам принимать обряд водного омовения?

Но прежде чем приступить к разре­шению этих вопросов, нам нужно точно на основании слова Божия установить: в каком завете установлен этот обряд – в ветхом или новом? Отнести к ново­заветному установлению этот обряд мы не можем по­тому, что новый завет, завет духа и жизни устано­вил Христос, а водное омовение практиковалось Иоанном до вступления Христа на общественную деятельность, следовательно, до нового завета; поэтому крещение Иоанново не есть новозаветное установление, но ветхозавет­ное. В ветхом завете этот обряд практиковался в самых широких размерах. Никакой грех, за который приносились жертвы, не мог быть прощен, если согре­шивший не исполнит тщательно обряда омовения: «если не вымоет одежд своих и не омоет тела своего, то понесет на себе беззаконие свое» (Лев. 17:16). Омовение водою было необходимо как для священников, так и для  всех евреев. И так как этот обряд был ветхозаветный, то поэтому все евреи шли к Иоанну на Иордан каяться в грехах и омываться в воде. И мы не видим никакого протеста со стороны евреев относительно этого обряда. Если бы этот обряд был новый, то евреи не стали бы его исполнять. Однако, мы видим, что Иерусалим и вся Иудея, и вся окрестность Иорданская выходили к нему, и фарисеи и саддукеи шли к нему креститься (Матф. 3:5-7), зная что Иоанн имеет на то право потому, что он был сын священ­ника, о котором сказано: «Он будет велик пред Господом»  (Лук. 1:15).

Итак, был ли основателем обряда водного омовения Иоанн? Нет и нет. Обряд этот практиковался и до него в ветхом завете, и обряд этот был с небес, так как Сам Бог сказал Моисею, чтобы он привел Аарона и сынов его и омыл их водою (Левит. 8:6; Исх. 40:12) и что по­становление это было в роды вечные. Водное омовение было и с небес, и от человеков. С небес то, кото­рое Бог повелел чрез Моисея исполнять, а от чело­веков то, которое они раньше установили. Омовение с небес распространялось на людей, а от человеков омовение распространялось на домашнюю утварь (Марк. 7:8) и на руки, которые тщательно омывались перед едою. То, что было с небес, Спаситель исполняет как «всякую правду», а что от человеков, Спаси­тель отвергает. Теперь видно, что омовение в воде было с небес, так как Моисей получил заповедь от Господа совершить этот обряд над Аароном и его сынами и передать таковой для всего Израиля, чтобы и весь Израиль строго соблюдал омовение в воде. Над Аароном этот обряд совершался пред вступлением его на служение, а израильтяне совершали его тогда, когда согрешат в чем-либо, и когда грех нужно было искупить жертвою.

Христос говорит: «Не думайте, что я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел я, но испол­нить», и добавляет, что из закона ни одна черта, или йота не пройдет, пока не исполнится все. (Матф. 5:17,18). Апостол Павел, разъясняя эту мысль, говорит: но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына сво­его (Единородного), который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление, (Гал. 4:4,5). Он смирил себя, был послушным даже до смерти, и смерти крестной (Фил. 2:8). Иоанн считал себя недостойным не только совер­шить обряд омовения над Христом, но и развязать ремень у обуви Его, а потому был крайне удивлен, когда увидел Христа, в толпе грешников идущего к нему креститься. «Ты ли приходишь креститься от меня!?» – восклицает Иоанн – «мне надобно креститься от Тебя». Спаситель заявляет: «Оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду». Иоанн прекрасно знал, кто приходит креститься от него, ибо сам заявлял всем и каждому, что Спаситель будет крестить Духом Святым. Себя и свое крещение Иоанн считал для Спа­сителя ничего не значащим, а от Него жаждал при­нять крещение, конечно, не водное, а духовное. Но Спа­ситель, подчинившись закону, не пропускает из него ни одной черты и ни одной йоты и говорить: нам нужно исполнить «всякую правду». Для Иоанна не важно водное омовение, а для Христа необходимо исполнить все, в законе написанное, так как не исполнение чего-либо из закона свидетельствовало бы о не полном Его послушании Отцу и подчинении закону, и, таким образом, о неполном искуплении подзаконных от клятвы закона.

Теперь еще одно соображение и нам станет вполне понятным, для чего Христос крестился в воде.

Закон Божий, данный через Моисея, был дан по причине преступления и с тою целью, чтобы всякий, исполнивший его, был жив им, т. е. посредством за­кона давалась человеку жизнь. Закон этот, как нам известно, был дан сынам Израиля на вечные вре­мена. Люди грешные, исполняя закон, оправдывались им, достигали вечной жизни, Следовательно, закон дан для падшего человечества, как средство для полу­чения праведности.

Приходит на землю Христос, Сын Божий, Спаси­тель мира, Свет истинный, вечная жизнь, и исполняет закон, тот закон, который дан по причине преступления для того, чтобы получить жизнь. Что сказал бы нам Спаситель, если бы мы спросили Его: Господи! Ты Сам вечная жизнь; зачем  же Ты исполняешь закон, дающий жизнь? Разве Ты также преступник, что испол­няешь закон, данный по причине преступления? Он сказал бы нам: не за Себя, и не для Себя я исполняю этот закон, а за вас и для вас, чтобы вас иску­пить от его клятвы, ибо в нем написано: «Проклят, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона» (Гал. 3:10). Он дан после, по причине преступления, до времени пришествия семени, к кото­рому относится обетование (ст. 19). Теперь я пришел исполнить его, сказал бы Спаситель, и отменить, чтобы поставить новый закон, закон духа и жизни. И нам теперь понятно, что Христос исполняет закон не за Себя и для Себя, а для нас и за нас. Теперь закон исполняется во Христе: в Нем вы обрезаны, в Нем крещены верою потому, что в Нем обитает вся пол­нота Божества телесно, и мы имеем полноту в Нем. Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее про­шло, теперь должно быть все новое. Если же у кого есть древнее, у того нет нового, кто принимает обряды ветхого завета, тот не верит в Спасителя, что Он за него исполнил их. Ибо Христос для того только и исполнял обряды  закона, чтобы нас освободить от них. И Христос только для того и крестился, чтобы вас освободить от этой «всякой правды». Если мы будем принимать этот обряд, то мы будем призна­вать, что Христос его исполнил не за нас, а за Себя, а если мы признаем, что Христос исполнил этот обряд за Себя, то мы в Нем не признаем Сына Божия, а смешиваем Его с  толпою мытарей и грешников.

Мы, духовные христиане, признаем Христа Сыном Божиим, существом безгрешным, Который исполнил за нас весь закон, до последней черты и йоты, и тем самым искупил нас от клятвы закона, умер за грехи наши и воскрес для оправдания нашего. Итак,  Христос для того крестился в воде, чтобы верующие в него не исполняли этого обряда. Мы веруем в Господа и потому благодарим Его, что Он все тяжелое иго закона взял на Свои плечи и исполнил за нас, и избавил нас от ига рабства закона.

Итак, братья, духовные христиане, стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства обряда и постановлениям, а живите во Христе,  верою достигая спасения душ!