Ивановки тепло я не забуду

Газета “Неделя”

http://nedelya.az/?p=2204

Здесь царит своеобразный уникальный уклад, располагающий к прекрасному отдыху
В 180 км в северо-западном направлении от Баку, в живописном Исмайыллинском районе, находится село Ивановка (колхоз им.М.Никитина). Его можно считать одним из уникальных и самобытных уголков Азербайджана. Основатели села Ивановка и большинство населения — молокане, русские христиане, со своим воззрением на учение Христа. Русские-молокане, предки которых 200 лет назад были изгнаны сюда за свою веру из сердца России — Тамбовской области, прекрасно прижились в предгорье Большого Кавказа. Место словно отмечено Богом — выезжая из села, вы видите горную гряду в виде короны, вершина которой увенчана вечным снегом — потрясающе красивое зрелище.


Со своим уставом

Поразительно, но столько светловолосых и светлоглазых детей одновременно не увидишь, пожалуй, даже в северной русской глубинке. Здесь чисто русское расположение и строение домов, цветущие палисадники и завидная чистота на улицах. С газом, светом и водой перебоев практически не бывает, у всех спутниковые антенны, телефон, Интернет и даже местное радио. Скотину и домашнюю птицу на улице не увидите, их традиционно держат на заднем дворе. Если все же встретите чью-то птицу, знайте: ее владелец «энтисельский» (пришлый), не считающийся с местными порядками. В этих краях приятный климат. Летом умеренно-жаркий (не больше 30-ти), зимой умеренно-холодный ( редко, но бывает и до 20 мороза).
Единственный в республике колхоз

Село Ивановка или единственный официально существующий в Азербайджане колхоз назван в честь выдающегося хозяйственника Михаила Никитина. В 27 лет после войны он возглавил колхоз имени Калинина. Более 40 лет бессменно руководил хозяйством и к концу 90-х годов XX века сделал его колхозом-миллионером. Сегодня колхоз имени М.Никитина — это крупное хозяйство со своей ремонтной базой, автохозяйством, лесопилкой, фермой племенного скота, свинофермой, птицефермой, кирпичным и черепичным заводами. Своя пекарня, подсолнечный маслозавод, завод по переработке молока, цех по выработке сыра. Ивановские молочные продукты известны под брендом «Ивановка» по всей стране. В селе построена новая школа с бассейном, в этом году сдана новая больница, оснащенная по последнему слову техники, просторный Банкетный зал, цех по производству мебели, 2-е парикмахерские, курсы кройки и шитья, музыкальный кружок, даже гандбольная команда, показывающая неплохие результаты.

Молоканский уклад

Сельчане никогда не оставляют без внимания нуждающихся или больных, стариков, дети которых живут где-нибудь вдалеке от села, за границей. Во-первых, это противоречит правилам молоканской общины, в которую входит большинство сельчан, а во-вторых, колхоз выделяет нуждающимся в помощи продукты, прикрепляет социальных работников. Мудрый, размеренный ход жизни молокан, основанный на традициях предков, их размышления о смысле жизни, способны помочь пересмотреть многие свои городские проблемы. В селе есть традиция: встают сельчане рано, но днем — с 12 до 2-х — время отдыха. На два часа все село погружается в тишину и сон. Прямо, бразильская сиеста. Население Ивановки на сегодняшний день около 3000 человека, из них 1700 — работают в колхозе. Кстати, важная деталь: среди членов хозяйства русские и азербайджанцы, белорусы и лезгины, украинцы, албаны, аварцы и др. Этот факт здесь считают самым ценным. Так, бок о бок, живут уже не один век, постепенно впитывая менталитет, уклад и словарный запас друг друга.
Кто заинтересован в упадке села?

Главный «пунктик» молоканской религии — чистота, как внутренняя, так и внешняя. Недостаток в семье, по мнению сельчан, может быть только от лени, материальное неблагополучие при наличии здоровых рук в семье обычно осуждается, как может осуждаться беспорядок, нечистоплотность или нерасторопность иной хозяйки. В доме должна быть идеальная чистота, обед готов вовремя, семейное дело — приносить материальный доход. Сельчане держат пчел, некоторые по 3-4 коровы, домашнюю птицу, засаживают огороды, в общем, вкалывают с утра до ночи… Живут и, правда, в основном, зажиточно, но не каждый городской житель вынесет все тяготы этого нелегкого сельского труда. Село выглядит благополучным, хотя если сравнивать сегодняшнюю Ивановку и Ивановку еще пятилетней давности, то наблюдается явная картина упадничества. Тогда центральный парк выглядел очень презентабельно (скамейки, пушкинские фонари, ухоженные клумбы), а перед роскошным Домом культуры на 800 мест (в Русской драме в Баку — всего 500) били фонтаны, цвели розы, гости села отплясывали на дискотеке, по местному «Бродвею» фланировали толпы нарядно одетых курортников, детей. В Доме культуры каждую неделю давали концерты, приезжали артисты из России и звезды азербайджанской эстрады. По чьему-то распоряжению сначала вынесли все скамейки из парка и стали выключать там вечером свет, затем прикрыли фонтаны, запретили дискотеки, и все клумбы заросли сорняками, а парк принял совершенно дикий вид. Естественно, что поток отдыхающих в село заметно поубавился, а это, между прочим, для местных сельчан была приличная прибавка к так называемым колхозным «зарплатам». Такое впечатление, что Ивановку как место отдыха решили просто закрыть и изолировать. Единственное, что еще осталось от Ивановки — ее радушные, гостеприимные, «не испорченные цивилизацией» жители, верующие люди, смиренно привыкшие считать, что все дары и напасти «от Бога» и полагаться, как и двести лет назад, нужно только на себя, на свои руки и помощь общины.

Чем можно развлечься? 

Для горожан с детьми — это прекрасный размеренный (деревенский) отдых в экологически чистом месте республики. Многие едут в Ивановку в мае — полюбоваться на «красное море» — маковые поля. Если спуститься через ферму в лес (с местным проводником), то там можно полюбоваться по-настоящему дикой природой. В прозрачной горной реке водится рыбка, из которой получается знатная уха на костре. Но будьте осторожны — в этих местах водятся кабаны, медведи и другая «интересная» живность. В окрестных лесах можно собрать огромное количество лечебных трав, боярышник, шиповник, барбарис и др. Для любителей более активного отдыха есть рыбалка (пруд, несколько озер, река) или поездка в сторону Гябаля, в более «цивилизованную” зону отдыха — с бассейнами, ресторанами, отелями, меткартингом, катанием на конях, дискотекой. Время в пути от Ивановки до Гябяля — 40 минут. Кстати, в светлых, лиственных лесах Гябали в грибной сезон можно собрать богатый урожай: маслята, грузди, сыроежки, а в конце сезона, в сентябре — чудные опята. Хотите увидеть настоящую русскую зиму или замучила ностальгия по советским праздникам? Тогда вам надо встретить в Ивановке Новый год. Будет вам и «Голубой огонек» в Доме культуры, и ночные праздничные гуляния, и массовые катания с горы на санях.

Как добраться и где остановиться

Добраться до Ивановки можно с Бакинского автовокзала. Время в пути 2,5 часа. Маршрутный автобус до Хаджитамлы Исмайыллинского района отходит в 8 утра, и проходит он через село Ивановка. Также можно добраться на автобусе до города Исмайыллы (отходят с автовокзала каждый час), а затем пересесть на такси до Ивановки. Проезд на автобусе — 5 манатов, такси — от 3-х до 5-ти манатов, как договоритесь. Уехать из села проще — каждый день в 8 утра в Баку идет автобус. В центре Ивановки есть небольшая частная гостиница. Колхозная, довольно вместительная, несколько лет назад сгорела. Но остановиться можно и в частном доме — комнаты или целые дома сдают многие. Также много домов в селе продается. Если учесть капитальность строений и прилагаемые к ним земельные наделы (до 30 соток), то, по бакинским меркам, цены на дома, конечно же, смехотворные. Приобрести дом в таком замечательном, экологически чистом месте может быть мечтой для многих горожан.
Местная кухня

В селе есть две точки общепита. Но цены в них несравнимы с ценами в ивановской столовой, где обед недорогой и всегда состоит из трех блюд, первые два — обязательно мясные. Это очень удобно для отдыхающих, можно не заморачиваться на готовке. Тем более, что продукты (мясо, картофель, овощи, зелень) — местного происхождения и всегда свежие. Представьте, что в этой столовой еще осуществляется ежедневный санитарный контроль. Молоканская лапша, пожалуй, самое традиционное блюдо местной кухни, на второй позиции — борщ, причем, здесь его варят обязательно с нохутом (тоже местный, огородный). Лапша бывает на молоканском столе и в праздники, и на свадьбах, и на поминках — это скорее традиционный атрибут. Готовят ее вручную, практически, на одних домашних яйцах. Для этой цели собираются несколько женщин, мастериц, которые катают ее по очереди. Варят лапшу на жирном говяжьем бульоне или на бульоне из домашней курицы. По местным правилам, «ложка в лапше должна стоять». В пору созревания ежевики здесь можно полакомиться чиненками — пирогами с ежевичной начинкой, приготовленными в русской печи. На христианскую Пасху в селе царит настоящий праздник: в каждом доме море печеного, веселье. Зимой очень экзотичным блюдом для горожан можно считать молоканскую кулагу — мучное блюдо с черносливом и ягодами калины, томленое в русской печи. Хотя приготовить это блюдо способны уже единицы мастериц. Ну, а для «разбавления крови» стоит попробовать знаменитое домашнее ивановское вино или самогон из ивановского винограда или тута.
Письмо в редакцию

«В прошлом году отдыхали в селе Ивановка Исмайыллинского района (колхоз им.Никитина). Это отдельная, незабываемая история. Скажу сразу, что когда я только въехал в село, мне показалось, что я попал в другое временное измерение, в прошлое. Навстречу шли старики с бородами, в картузах и косоворотках, бабушки в кружевных косынках и белых фартуках. Это шли молокане после собрания, это была такая экзотика для нас! Позже я узнал, что это настоящие верующие люди, как я понимаю веру: благодарные и доброжелательные, гостеприимные и хлебосольные. Но они в отличие от баптистов или «свидетелей Иеговых» никогда не навязывают своих религиозных взглядов. Живут своей общиной, помогают друг другу в радости и беде. Отдыхать рядом с такими людьми — одно удовольствие. Да и отдых стоит недорого — не знаю как сейчас, в прошлом году можно было за 5-10 манатов на человека в день (в зависимости от условий) снять отдельный дом. Но эта особая аура спокойствия, какого-то умиротворения там такая, что я, молодой, задерганный своей работой и проблемами, с удовольствием предался этому отдыху. Мы с женой и ребенком пробыли в Ивановке всего 10 дней, а мне показалось, что в городе я отсутствовал год (прям, Тибет какой-то), такое мы почувствовали перерождение. За это время я познакомился с этими особыми людьми поближе, раза три ходил в гости, причем с пустыми руками из гостей меня не отпускали. Хочу через вашу газету передать большой привет всем жителям замечательной Ивановки, улице Водопроводная, благополучия и процветания этим добрым и душевным людям!»
Фуад Исмайлов, читатель «Недели»

М.МУРСАЛОВА