В первых 15-ти главах книги Числа, рассмотренных нами в беседе № 8, главным событием был бунт народа, в планах которого было свергнуть Моисея, избрать другое руководство и возвратиться в Египет.
Результаты бунта вам известны: это, во-первых, поражение смертью 10-ти уполномоченных от 10-го колена, которые и были главными виновниками бунта и ,во-вторых, осуждение народа на 40-летнее странствование по пустыням, как объявил Господь через Моисея: «В пустыне сей падут тела ваши и все вы исчисленные, сколько вас числом от 20-ти лет и выше, которые роптали на Меня, не войдете в землю за блудодейство ваше, доколе не погибнут все тела ваши в пустыне».
После этого приговора Моисей и Аарон приступили к проведению воспитательной работы, объясняя народу уставы и обряды и правила, и для того, чтоб народ помнил и исполнял все заповеди Господни, Моисей повелел сделать кисти на краях одежд и в кисти вплести нити из голубой шерсти – это для постоянного напоминания об исполнении заповедей и уставов.
16-я глава книги Числа начинается перечислением глав нового и уже более организованного восстания против Моисея и Аарона.
На этот раз главою восстания был Корей из колена Левина и его помощники Дафан и Авирон из колена Рувимова, и 250 человек, как о них записано в книге: «начальники Общества, призываемые в собрания, люди именитые».
Как видно из книги, восстание было направлено, главным образом, против Аарона, так как Корей добивался прав священства, ибо его не устраивала скромная роль хранителя или носильщика скинии.
Разрешение конфликта Моисей определил на усмотрение Господа, для чего Моисей повелел Корею, его помощникам Дафану и Авмрону и всем 250 именитым людям утром следующего дня взять свои кадильницы, положить в них огня, всыпать в них курения и придти к скинии собрания. То же самое проделали и Моисей с Аароном. И явилась слава Господня. И сказал Господь Моисею: «скажи обществу – отступите со всех сторон от жилищ Корея, Дафана и Авирона, чтобы не погибнуть во всex грехах их». И отступило от них общество со всех сторон. Моисей обратился к Богу произвести суд над неправыми. И расселась земля под ними, и поглотила земля Корея, Дафана и Авирона с их женами и детьми, со всем скотом и имуществом, а вышедший от Господа огонь пожрал всех 250 их сообщников, от которых остались на земле только их медные кадильницы.
Моисей повелел Елеазару священнику собрать все 250 медных кадильниц и разбить их в листы, и листами этими обложить жертвенник. Утром следующего дня всё общество возроптало на Моисея и Аарона, говоря: вы умертвили народ Господень.
И когда народ собрался к скинии собрания, явилась слава Божия, облако покрыло ее, и началось поражение.
Моисей повелел Аарону положить с жертвенника огонь в кадильницу, всыпать курение и стать между мертвыми и живыми, и как только Аарон сделал это, поражение прекратилось, но всё же и за этот короткий срок умерло от поражения 14700 человек.
Для того же, чтоб у народа не осталось никаких сомнений относительно прав священства Аарона и его сыновей, Бог приказал Моисею взять у народа от каждого колена по жезлу с надписанным именем колена на жезле. Имя Аарона было написано на жезле от колена Левина.
И положил Моисей жезлы пред лицом Господа в скинии собрания.
На другой день вошёл Моисей в скинию, и вот жезл Аарона от колена Левина расцвёл, пустил почки, дал цвет и принёс миндалины.
И взял Моисей все жезлы, вынес и роздал жезлы главам родов, причем весь народ видел расцветший жезл Аарона.
Бог повелел Моисею жезл Аарона положить перед ковчегом откровения на хранение в скинии в память непокорным, чтобы не повторился ропот.
Так закончилось второе восстание народа против Моисея и Аарона. Далее идёт наставление Аарону и его сыновьям о служении в святилище, ответственности и о вознаграждении за труд, а также сынам Левиным об их обязанностях, ответственности и о вознаграждении, которое выражается в десятине всего имеющегося у народа.
В следующей главе объясняется сложный устав приготовления очистительной воды, а также перечисляются подробные случаи и обстоятельства, когда и как и при каких именно обстоятельствах пользоваться очистительною водою.
Народ, продолжая движение к границам земли обетованной, испытывал большое количество всевозможных лишений и неудобств, к числу которых нужно отвести и однообразие пищи. Всё это выразилось в открытом ропоте на Моисея и Бога, что по их повелению они покинули Египет.
В наказание за ропот Бог послал на совершающих путешествие ядовитых змей, от укусов которыми получалось большое количество смертей.
Народ раскаялся в своих поступках и обратился к Моисею с просьбою помолиться за них и избавить их от змей.
Моисей по Божьему повелению сделал медного змия и поднял его на знамя, и всякий укушенный и взглянувший с верою на этого змия получал оздоровление и оставался жив.
Далее перечисляется большое количество переходов и остановок.
Когда всё общество подошло к горе Ор, пришло время исполниться приговору Господа над Аароном, когда Господь объявил Моисею и Аарону, что они за умаление святости Господа у Меримы ни тот, ни другой не войдут в землю обетованную.
В исполнение Божьего плана Моисей, Аарон и его сын Елеазар взошли на гору Ор, где Моисей снял с Аарона его священные одежды и одел их на Елеазара, и Аарон умер на вершине горы Ор в 40-ом году по исшествии сынов израиля из Египта, в 5-ом месяце, в 1-ый день, и, таким образом, первосвященником и заместителем своего отца стал его сын – Елеазар.
Продолжая путь, народ вышел к границам Сигона – царя Аморрейского, через владения которого пролегал путь израиля. На просьбу израиля пройти через его владения Сигон выступил против народа, но потерпел поражение – потерял все свои города, в которых на правах победителя разместился израиль.
Живя в городах, израиль развратился, стал есть идоложертвенное и поклоняться чужим богам, за что Бог навёл на израиля поражение, от которого умерло 24000 человек. По окончании дней поражения Бог повелел Моисею и священнику Елеазару на равнинах Моавитских, на берегу реки Иордан против города Иерихон произвести учет всех годных к ношению оружия от 20-ти лет и выше на предмет распределения земель по жребию, причем вошедших в исчисление оказалось 601730 человек. Вот что записано об этом: «Вот исчисленные Моисеем и Елеазаром священником, которые исчисляли сынов израилевых на равнинах Моавитских у Иордана против Иерихона; в числе их не было ни одного человека из исчисленых Моисеем и Аароном священником, которые исчисляли сынов израилевых в пустыне Синайской.
Ибо Господь сказал им, что умрут они в пустыне, и не осталось из них никого, кроме Халева Иефонниина и Иисуса сына Навина.»
Итак, сорокалетний путь из земли Египетской до границ земли обетованной пройден: на том берегу Иордана та земля Ханаанская, которую Господь обещал дать потомству Авраама.
В 27-ой главе книги Числа читаем: «И сказал Господь Моисею: взойди на сию гору Аварим (которая по эту сторону Иордана, на сию гору Нево) и посмотри на землю Ханаанскую, которую Я даю сынам израилевым во владение и, когда посмотришь на нее, приложись к народу своему и ты, как приложился Аарон брат твой на горе Ор; потому что вы не послушались повеления Моего в пустыне Син, во время распри общества, чтоб явить пред глазами их святость Мою при водах. (Это воды Мерины при Кадесе в пустыне Син ).»
Выслушав это Моисей просил Господа назначить ему преемника, на что получил такой ответ: «И сказал Господь Моисею: возьми себе Иисуса сына Навина, человека, в котором есть Дух, и возложи на него руку твою и поставь его пред Елеазаром священником и пред всем обществом и дай ему наставление пред глазами их, и дай ему от славы твоей, чтобы слушало его все общество сынов израилевых; и будет оно обращаться к Елеазару священнику и опрашивать его о решении посредством урима пред Господом; и по его слову должны выходить, и по его слову должны входить он и все сыны израилевы с ним, и все общество.
И сделал Моисей, как повелел ему Господь Бог, и взял Иисуса, и поставил его пред Елеазаром священником и пред всем обществом, и возложил на него руки свои, и дал ему наставление, как говорил Господь через Моисея.
И умер там Моисй, раб Господен, в земле Маовитской, по слову Господню, и погребен на долине в земле Маовитской против Веофегара, и никто не знает место погребения его даже до сего дня.
(Иван Матвеевич Шабалин, 1965г., г. Сан-Франциско, США)