Ровно через год по выходе евреев из Египта, они стали народом, имеющим веру в Единого Истинного Бога, имеющим писанные и устные законы, повеления и уставы, как по отношению человека к Богу, так и между собою в повседневной жизни. Они имеют скинию собрания, оборудованную всем необходимым для совершения богослужений и жертвоприношений, имеют штат священников, как посредников между Богом и человеком.
Теперь, когда закончена первая организационная работа по приведению в порядок, как духовной жизни народа, так и по определению круга гражданских обязанностей человека к человеку, Моисей приступил к формированию вооружённых сил Израиля.
Моисею предстоял многотрудный путь в землю, обещанную ещё патриарху Аврааму. Путь этот пролегал или по пустынным, безводным и необжитым местам или через границы государств и народов совершенно чуждых и неизвестных израилю.
В то далёкое время в безводных местах пустынях, в тех местах, где была пресная вода – будь то реки или истоки рек, или выкопанные на большую глубину колодцы – все эти места, где благодаря наличию воды – была возможна жизнь, были прочно заняты дикими, враждующими между собой царьками.
Вода ценилась дороже золота, из-за права пользоваться водою велись жестокие войны.
Моисею, ведущему за собою многочисленный народ со стадами скота, трудно было найти безболезненные пути следования. Моисей предвидел, что ему придётся иметь вооружённые столкновения с негостеприимными и враждебными царьками из-за недостатка воды, а поэтому первейшей его заботой стал вопрос о формировании вооружённых сил израиля.
По Божьему повелению и в исполнение своего решения в 1-ый день второго месяца второго года по выходе евреев из Египта, Моисей приступил к исчислению всего мужского наличия и возрасте от 20-ти лет и выше, способных к ношению оружия. И таковых оказалось 603550 человек, за исключением сынов Левинных, не вошедших в это число, которым было поручено и хранение, и ношение скинии откровения со всеми принадлежностями к ней и которым было сделано 2 отдельных учёта исчисления.
Они, т.е. левиты должны были оставить свой стан возле скинии, охранять её и все её принадлежности.
Исчисленное ополчение 12 колен со своими знамёнами должны были по указанию Моисея расположиться станом четырехугольником так, чтобы скиния собрания оказалась в середине стана и это порядок должен был сохраняться и в городе.
После сформирования боевых дружин Моисей стал готов совершать путь в землю обетованную и разрешать все могущие возникнуть в пути недоразумения.
В пустыне Синайской в 1-ом месяце второго года по выходе евреев из Египта Бог через Моисе повелел народу в назначенное время совершить Пасху со всеми обрядами и постановлениями.
И совершил Израиль Пасху первую по выходе из Египта вечером 14-го числа первого месяца в пустыне Синайской.
Ввиду того, что стан израильтян занимал большую площадь, то для передачи сигналов тревоги или сигналов для начала движения Моисей изготовил 2 кованых серебряных трубы, трубить в которые должны были священники.
Кроме этих случаев приказано было трубить в трубы в дни веселья, в дни праздников или новомесячий в дни всесожжения и мирных жертв. И это повеление было на вечные времена.
В 20-тый день второго месяца второго года поднялось облако над скинией откровения, и израиль двинулся в путь в порядке, указанном Моисеем.
Второй год люди испытывают массу всевозможных лишений.
Им надоело однообразие пищи в виде манной крупы, которую они ежедневно собирают и мелют на жерновах, а потом рекут из нё лепёшки.
Народ в пустыне уже второй год не видит овощей: лука, чеснока, огурцов, рыбы, которые были в Египте в изобилии.
В народе нарастает глухое недовольство Моисеем.
Из пустыни Фаран Моисей по Божьему повелению посылает группу людей – соглядатаев – в числе 12-ти человек по одному от каждого колена, для осмотра земли, которую Бог предназначил им во владение ещё со времён Авраама.
Посланные люди осматривали землю в течение 40 дней и, за это время убедились, что земля самого высокого качества и в доказательство срезали виноградную кисть, которую несли на шесте два человека.
Возвратившиеся подробно доложили Моисею и обществу о всём виденном и о народах, населяющих эти места, и о том, что народ крупного роста, и проживает он в укрепленных городах, завладеть которыми будет очень трудно. Так говорили 10 человек – представители 10-го колена и мы двое, а именно Халев Иефониион и Иисус Навин – успокаивали народ и говорили: пойдём и завладеем землёю и городами, потому что мы можем одолеть их.
Раздражённый народ полностью отверг план похода в Ханаанскую землю, решил избрать себе другое руководство вместо Моисея и Аарона, и возвратиться в Египет.
Тогда Моисей и Аарон перед обществом пали на лица свои, а Халев и Иисус Навин разодрали одежды свои и уверяли народ пойти и овладеть землёю.
Возмущённый народ решил побить камнями Халева и Иисуса Навина, но в это время от скинии явилась слава Божия и Бог сказал Моисею и Аарону, говоря: «Доколе злому обществву сему роптать на Меня? Ропот сынов израилевых, которым они ропщут на Меня Я слышу. Скажи им: живу Я, говорит Господь: как говорили вы вслух Мне, так и сделаю вам; в пустыне сей падут тела ваши и все вы исчисленные, сколько вас числом, от 20-ти лет и выше, которые роптали на Меня, не войдёте в земли, на которой Я, подъемля руку Мою, клялся поселить вас, кроме Халева Сына Иефонниина и Иисуса сына Навина; детей ваших, о которых вы говорили, что они достанутся в добычу врагам, Я введу туда и они узнают землю, которую вы презрели, а ваши трупы падут в пустыне сей, а сыны ваши будут кочевать в пустыне 40 лет и будут нести наказание за блудодейство ваше доколе не погибнут все тела ваши в пустыне. По числу 40-ка дней, в которые вы осматривали землю, вы понесёте наказание за грехи ваши 40 лет, год за день, дабы вы познали, что значит быть оставленными Мною. Я, Господь, говорю, и так и сделаю со всем сим злым обществом, восставшим против Меня: в пустыне сей все они погибнут и перемрут».
Из числа ходивших осматривать землю и, возмутившиеся 10 человек были немедленно поражены смертью, и остались живы только двое – Халев Иефонниин и Иисус Навин.
Так закончилось первое восстание народа против Моисея и его плана по завоеванию земли Ханаанской.
После подавления восстания Моисей снова занялся воспитательной стороной народа, снова объяснял народу порядок жертвоприношений и всесожжений за грех, о чём подробно записано в 15-ой главе.
В той же главе с 32-го по 36 стих описан случай, когда для того, чтобы укрепить в народе почитание субботы был побит камнями еврей, собиравший дрова в день субботний. Этот случай ещё раз наглядно свидетельствует о том, что суббота для евреев была чем-то совершенно новым, чего они не знали, проживая в Египте.
(Иван Матвеевич Шабалин, 1965г., г. Сан-Франциско, США)