Книга Иисуса Навина.
По смерти Моисея, раба Господня, Господь сказал Иисусу, сыну Навину, служителю Моисееву: «Моисей, раб Мой, умер; итак встань, перейди через Иордан сей ты и весь народ сей в землю, которую Я даю им, сынам израилевым.
Всякое место, на которое ступят стопы ног ваших, Я даю вам, как сказал Я Мосею: «Никто не устоит пред тобою во все дни жизни твоей, и как Я был с Моисеем, так буду и с тобою: не отступлю от тебя, и не оставлю тебя. Будь твёрд и мужественен, ибо ты народу сему предан во владение землёю, которую Я клялся отцам их дать им; только будь твёрд и очень мужественен и тщательно храни и исполняй весь закон, который завещал тебе Моисей, раб Мой; не уклоняйся от него ни направо, на налево, дабы поступать благоразумно во всех предприятиях твоих.
Да не отходит сия книга закона от уст твоих, но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнить всё, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно. Вот Я повелеваю тебе: будь твёрд и мужественен, не старшись и не ужасайся, ибо с тобою Господь Бог твой везде, куда не пойдёшь».
Получив такое повеление, Иисус Навин призвал надзирателей народа и сказал, чтоб народ в течение трёх дней сделал себе запасы продовольствия, так как через 3 дня они все перейдут реку Иордан и преступят к освоению земли, которую Бог предопределил им ещё через прародителя Авраама.
Ввиду того, что колена Рувимово, Гадово и половина колена Маассиина получили по повелению Моисея землю по эту сторону Иордана, на развалинах Маовитских, то их жёны и дети, и весь скот и другое имущество пусть останется на месте и в путь не трогается, а перейдут Иордан только лишь боевые дружины, которые примут участие во всех делах по занятию городов и селений Хананеев и будут помогать братьям своим, пока не завоюют всю землю.
Дружины Рувимовы, Гадовы и Манассиины обещали Иисусу Навину полное повиновение.
Прежде чем двинуться в поход, Иисус Навин послал из Ситтима за Иордан двух соглядатаев, которые пришли в Иерихон и остановились у блудницы Рааф. Об этом узнали власти города и потребовали у Рааф выдачи двух неизвестных людей.
Рааф спрятала соглядатаев, а властям дала ложное направление и сама вступила в переговоры с соглядатаями, и уговорилась с ними, чтобы они за то, что она спасла их от верной смерти, обещали бы ей сохранить жизнь и неприкосновенность её отцу, её братьям и сёстрам, и всем другим, кто с ними будет. Соглядатаи обещали исполнить этот договор, причем условным знаком будет красная верёвка, привязанная к окну, и все, укрывшиеся в этом доме, сохранят жизнь.
После этого Рааф отпустила соглядатаев, и они благополучно возвратились через Иордан к Иисусу Навину, и рассказали ему все об Иерихоне. Утром Иисус Навин через надзирателей отдал народу повеление двинуться за ковчегом и расположиться станом на берегу Иордана, не переходя его. На берегу реки Иордан Иисус Навин объявил народу, что с сего дня Бог начнет творить чудеса.
Иисус Навин священникам и левитам, несшим ковчег, приказал войти в реку и остановиться на середине реки и стоять в реке, пока не перейдет весь народ на другой берег. Как только священники и левиты с ковчегом остановились в реке, вода, идущая сверху, остановилась и образовала стену, а вода, идущая в сторону Соленого моря, ушла и иссякла, а поэтому народ, как это было некогда с Моисеем через Черное море, так и через Иордан перешёл сухою ногою.
В ознаменование этого чуда Бог повелел Иисусу Навину взять по одному человеку от каждого колена, всего 12 человек, и каждый из них пусть возьмет себе на плечо по одному камню со дна середины реки, вынесут эти камни на берег и сложат их в стане израиля, в Галгале, на восточной стороне Иерихона в память чудесного перехода через реку.
Когда цари Аморрейские и Ханаанские услышали о чудесном переходе израиля через Иордан, сердце их ослабело и воля к сопротивлению пошатнулась.
В это время Бог повелел Иисусу Навину изготовить острые каменные ножи и ими произвести обрезание всего мужеского пола израиля, так как обрезание в последний раз делалось в Египте.
В пустыне же во время 42-х летнего странствования обрезание вообще не совершалось, и поэтому весь мужеский пол израиля не был обрезан. По совершении обрезания весь народ оставался в покое, пока народ не выздоровел, и место это было названо Галгал.
В этом стане израиль совершил первую Пасху на равнинах Иерихонских, и во второй день Пасхи народ стал есть опресноки и сушеные зерна из произведений той земли, а манна, которою народ питался 42 года, перестала падать.
Между тем Иерихон закрыл все ворота и приготовился к защите.
Бог объявил Иисусу Наивну, что город Иерихон передается в руки народа, для чего все способные к войне должны однажды в день, в продолжении шести дней подряд, во главе с ковчегом и семью священниками, с юбилейными трубами обойти город в том же порядке семь раз, причем, на седьмой раз священники пусть трубят в трубы, а когда услышите звук юбилейного рога, пусть весь народ воскликнет громким голосом, и от этого стены города падут до основания и народ войдет в город, каждый со своей стороны, причем, все живое объявляется под заклятием, от человеков до скотов все должно быть истреблено мечом, а сам город должен быть предан огню, только сосуды медные и железные, серебро и золото должны быть обращены в сокровищницу дома Господня и, если кто нарушит это заклятие, тот должен быть сам предан огню. Так и поступил Иисус Навин во всем согласно плана Божия и вывел из города, и оставил в живых только Рааф блудницу и все её родство со всем их имуществом, как и обещали два соглядатая, жизнь которых сохранила Рааф, а все остальное в городе от человека до осла было истреблено мечом и предано огню.
Далее в книге помещён рассказ, как был обнаружен и наказан некто Ахан из колена Иудина, племени Зары и семейства Завдиева, как он соблазнился и взял из заклятого одну красивую одежду и два слитка золота и серебра, и за то преступление со всем своим семейством: сынами, дочерями, со всем его скотом и другим имуществом был выведен в долину Ахор, где его и все его семейство побили камнями и сожгли огнём, и наметали на них груду камней.
Этот случай с Аханом утвердил Иисуса Навина в намерении повторить вслух всему народа закон Моисея, для чего он написал на камнях список с закона. Весь израиль, старейшины его с надзирателями и судьи его стали с той и другой стороны ковчега, против священников и левитов, носящих ковчег завета Господня, как пришельцы, так и жители, одна половина у горы Гевал, как прежде повелел Моисей, раб Господен, благословлять народ Израиля.
И потом прочитал Иисус Навин все слова закона, благословение и проклятие, как написано в книге Закона из всего, что Моисей заповедал Иисусу, не было ни одного слова, которого Иисус не прочитал бы пред собранием Израиля, пред мужами и жёнами, и детьми и пришельцами, находившимися среди них.
(Иван Матвеевич Шабалин, 1965г., г. Сан-Франциско, США)