Беседа №21

Четвероевангелие.

 Все четыре Евангелия согласно повествуют о жизни и учении Христа Спасителя, Его чудесах, крестных страданиях, смерти и погребении, о Его преславном воскресении из мертвых и вознесении на Небо. Взаимно дополняя и разъясняя друг друга, они представляют единую целую книгу, не имеющую никаких противоречий и несогласий в самом главном и основном – в учении о спасении, которое совершено воплотившимся Сыном Божиим.

Древние Христианские писатели сравнивали четвероевангелие с рекой, которая, выходя из Эдема для орошения насажденного Богом рая, разделялась на четыре реки.

Другие писатели утверждали, что символом для четырех Евангелий служила таинственная колесница, которую видел пророк Иезекииль при реке Ховар, и которая состояла из 4-х существ (Иез 1:1-28).

Кроме наших 4-х Евангелий в первые века было много других писаний (до 50), называвших себя тоже Евангелиями и утверждавших, что их написали тоже апостолы. Церковь разобралась и их отвергла, отнеся их к числу апокрифов.

Слово «евангелие»  в переводе на русский язык значит «благая весть». Все четвероевангелие есть «Благовествование Господа нашего Иисуса Христа». Он Сам благовествует нам через посредство евангелистов радостную и благую весть о нашем спасении.

Из 4-х Евангелий содержание первых трех – от Матфея, Марка и Луки – во многом совпадает, близко друг к другу. Четвертое из Евангелий – евангелие от Иоанна – стоит как бы особняком, значительно отличаясь от первых трех.

Первые три Евангелия принято называть синоитическими, что значит «изложение об одной общей теме» .

Но, хотя первые три Евангелия весьма близки между собой, все же в каждом из них есть свои особенности. Сходства в них замечаются в передаче изречений Иисуса Христа, разности же в повествовательной части, т.е. в способе изложения притчей и рассказов.

Сходство между Лукой и Марком гораздо ближе, чем между Лукой и Матфеем.

Все три Евангелия повествуют о деятельности Иисуса Христа, главным образом, в Галилее, тогда как евангелие от Иоанна повествует о деятельности в Иудее.

Основная разница между четвертым и первыми тремя Евангелиями заключается в передаваемых ими беседах Иисуса Христа.

В первых трех Евангелиях беседы Господа весьма просты, легко доступны пониманию. В четвертом Евангелии беседы Господа таинственны, трудны для понимания, например беседы Иисуса Христа с Никодимом о рождении свыше или учение о хлебе жизни в 6-й главе, начиная с 48-го стиха.

Матфей, Марк и Лука приводят речи Господа, обращенные к галилеянам, людям простым и неграмотным. Иоанн передает речи Господа, обращенные к иудеям, книжникам и фарисеям – людям, хорошо знавшим Моисеев закон, людям высокообразованным. Кроме того, у Иоанна была, как мы увидим далее, особая цель – это как можно полнее и глубже раскрыть учение об Иисусе Христе, как о Сыне Божием, а эта тема куда более трудная для понимания, чем столь понятные и легко доступные каждому притчи, как, например, притчи «О блудном сыне»  или «О судье неправедном» .

Каждое из 4-х Евангелий в способе изложения имеет свои характерные особенности, присущие каждому из четырех евангелистов в отдельности, так как они как люди отличались один от другого своими характерами, возрастом, а так же и тем, кому именно, в чей адрес предназначалось Евангелие. Например, евангелист Матфей предназначил свое Евангелие прежде всего евреям, почему и родословную Иисуса Христа по плоти он начинает и ведет от Авраама – первого еврея, тогда как евангелист Лука предназначал свое Евангелие для всего человечества, почему и доводит родословную Иисуса Христа по плоти до прародителя всего человечества – Адама.

Евангелист Марк родословной Иисуса Христа не уделяет ни одного слова, а евангелист Иоанн, совершенно не касаясь родословной Иисуса Христа по плоти, говорит об Иисусе Христе как о Боге, Слове, о Сыне Божием, существовавшем прежде всех веков, через Которого все начало быть, что начало быть.

Поэтому, прежде чем приступить к рассмотрению Евангелий и для лучшего их истолкования и понимания, я считаю совершенно необходимым познакомить вас с биографиями всех евангелистов, о чем будет моя следующая беседа.

(Иван Матвеевич Шабалин, 1965г., г. Сан-Франциско, США)