Беседа №19

Церковь.

 В Слове Божьем слово «церковь» употребляется в двух смыслах: первый – это церковь как собрание верующих, как община, как многоединство с неограниченным количеством членов, как говорил Иисус Христос в Евангелии от Матфея 18:20: «Ибо где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них».

Церкви были называемы по именам народов, местностей или городов, как например церкви Ассийские, церкви Галатийские, церковь Римская или Филиппийская.

Кроме церквей общественного назначения были церкви, принадлежащие отдельным лицам – это так называемые домашние церкви, и тогда церковь называлась по имени хозяев, например церковь Акиллы и Прискиллы или церковь Нимфана.

Новозаветная церковь во многом отличалась от Ветхозаветной церкви. Например, Церковь Ветхозаветная прежде всего была в строго определенном месте – в городе Иерусалиме и нигде больше.

Церковь имела много разных комнат и пристроек, имеющих каждая свое особое назначение. Церковь имела сложное большое хозяйство, была оборудована разным инвентарем, сделанным из золота и серебра – чаши, блюда, тазы и другая посуда, потребная при совершении жертвоприношений и всяких других сложных ветхозаветных обрядов.

Ветхозаветная церковь имела строго определенный штат священнослужителей из колена Левина, имеющих право совершать те или иные обряды, причем должны были быть одеты в однообразную одежду по закону.

Новозаветная церковь могла быть в любом населенном пункте, в любом помещении, могущем вместить верующих на основании пророчества Иисуса Христа, записанного у евангелиста Иоанна 4:21, где читаем: «Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу».

В Новозаветной церкви священство избирается из любого племени и народа, и при совершении богослужений не обязательно иметь какую-либо особо сшитую, специальную одежду.

Но самое главное – это перемена первосвященника по чину Ааронову на первосвященника из колена Иудина по чину Мелхиседекову, который всегда жив, чтоб ходатайствовать за нас. Вот одно из кратких пояснений первого понятия.

Теперь кратко рассмотрим второе понятие, по которому Церковь – это тело Христово, это Его храм, это Невеста Агнца.

В подтверждение этого утверждения, что Церковь есть тело Христово, прочитаем два стиха из послания Апостола Павла Ефесянам.

«И все покорил под ноги Его и поставил Его выше всего – главою Церкви, которая есть тело Его, полнота наполняющая все во всем».

Далее рассматривается учение как о теле, состоящем из многих членов, как поучает Апостол Павел в 1-ом послании к Коринфянам: «Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого вы имеете от Бога?» (6:15,19). И далее Апостол Павел продолжает: «Ибо как одно тело, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело – так и Христос. Ибо все мы одним духом крестились в одно тело, Иудеи и Еллины, рабы и свободные и все напоены одним Духом. Тело же не из одного члена, но из многих» (12:12-14). В этих стихах мы имеем подтверждение, что Церковь рассматривается как тело Христа.

Теперь возьмем текст, где Церковь рассматривается как Храм, для чего прочтем из послания к Ефесянам из 2:20-22: «Бывши утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святой Храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие духом».

Далее, в Святом Писании говорится о Церкви как о Невесте Агнца. В Откровении Иоанна 21:9-10, где читаем:

«И пришел ко мне один из 7-ми ангелов и сказал мне: пойди, я покажу тебе Невесту Агнца и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с Неба от Бога».

В Ветхом Завете есть книга «Песнь песней», посвященная любви. Эта книга есть Ветхозаветный апокалипсис, который в некоторых своих частях еще труднее поддается раскрытию, чем Откровение Иоанна Богослова.

Согласно с высказываниями богословов, согласно с древними взглядами Церкви в этой книге изображаются отношения Христа и Церкви под видом жениха и невесты.

На этих словах я закончу разъяснения двух понятий о Церкви и перейду к повествованию об основании Церкви Христовой на земле.

Основателем Церкви Христовой на земле по Божьему благоволению был первоверховный Апостол Петр, согласно пророчества Иисуса Христа, записанного в Евангелии Матфея 16:18-19: «И Я говорю тебе: ты Петр и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её; и дам тебе ключи Царства Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах».

Здесь может возникнуть вопрос, как будет обстоять дело с такими огромными полномочиями и властью Петра после его трехкратного отречения от Иисуса Христа во дворе первосвященника Каиафы в ночь суда над Иисусом?

Ответ на этот вопрос мы найдем во вторичном призвании Апостола Петра, которое Иисус совершил на берегу Тивериадского моря, где Апостол услышал из уст воскресшего Иисуса трехкратное повеление: «Паси овец Моих» (Евангелие Иоанна 21:15-17).

Это вторичное призвание Петра полностью освободило его от последствий отречения во дворе Каиафы и восстановило в силе и правах, сказанных в пророчестве Иисуса Христа и записанного у евангелиста Матфея в 16:18,19.

Евангелист Лука в книге Д.А. в 1:6 записал такие слова Апостолов: «Посему они, сошедшись спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?».

Из этих слов видно, что Апостолы все ещё продолжали думать и говорить о плотском, их мысли и желания все еще были крепко привязаны к земному, и они оставались таковыми до дня Пятидесятницы, кода они все исполнились Духа Святого и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.

По сошествии Святого Духа на Апостолов, они как бы переродились и стали новыми людьми, получили силу чудотворения и через возложение своих рук низводили Святого Духа на людей, они стали сильными в слове и вспомнили все, чему учил их Иисус Христос – они духовно прозрели.

Первым днем, в который было заложено основание Новозаветной Христовой Церкви справедливо будет считать день Пятидесятницы, в который Апостолы были крещены Духом Святым, день, в который Дух Святой сошел в мир не только на Апостолов, но и на все человечество.

Об этом дне и первой проповеднической речи Апостола Петра так записано в книге Д.А., 2:14-47: «Так было положено основание первой Христовой Церкви в городе Иерусалиме».

(Иван Матвеевич Шабалин, 1965г., г. Сан-Франциско, США)