В предыдущей беседе из приведённых текстов видно, что как установления празднования субботы, так и самого празднования этого дня никем, никогда и никакими народами не производилось во все время от Ноя до Моисея.
Слово суббот впервые упоминается только в книге Исход с 16-ой главы. В этой же главе Бог наглядными примерами постепенно приучает израильтян трудиться только шесть дней, посвящая седьмой день отдыху.
В третий месяц по исходе сынов Израиля из Египта, в самый день новолуния пришли они в пустыню Синайскую, и расположился там Израиль станом против горы.
Моисей взошёл к Богу /на гору/ и воззвал к нему Господь с горы, говоря: “Так скажи дому Иаковлеву и возвести сынам израилевым: итак, если вы будете слушаться голоса Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым; вот слова, которые ты скажешь сынам израилевым”.
И сказал Господь Моисею: “Пойди к народу, объяви и освяти его сегодня и завтра, чтобы быть готовыми к третьему дню: ибо в третий день сойдет Господь пред глазами всего народа на гору Синай; и проведи для народа черту со всех сторон и скажи: берегитесь восходить на гору и прикасаться к подошве её; всякий кто прикоснётся к горе, предан будет смерти”. И сошёл Моисей с горы к народу и освятил народ.
И вывел Моисей народ из стана в сретение Господу.
Гора же Синай вся дымилась.
И сошёл Господь на гору Синай.
И Господь сказал ему:
“Пойди, сойди, потом взойди ты и с тобою Аарон, а священники и народ да не порываются восходить к Господу, чтобы Господь не поразил их”.
И изрёк Бог к Моисею все слова сии, говоря: “Я Господь Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства”. И далее Господь произнёс десятисловие, записанное с 3-его по 17-ый стих 20-ой главы: “Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.”
“Не делай себе кумира и ни кого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли;”
“не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня”,
“и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои”.
“Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно”.
“Помни день субботний, чтобы святить его”;
“Шесть дней работай и делай в них всякие дела твои”,
“А день седьмой – суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни раб твой, ни рабыня твоя ни / вол твой, ни осёл твой, ни всякий/ скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих”;
“Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его”.
“Почитай отца твоего и мать твою, /чтобы тебе было хорошо и/ чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой даёт тебе”.
“Не убивай”.
“Не прелюбодействуй”.
“Не кради”.
“Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего”.
“Не желай дома ближнего твоего: не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего”.
Вслед за объявлением десятисловия, Бог объявляет народу через Моисея с 1-го стиха 21-ой главы законы, предусматривающие взаимоотношения людей в повседневной жизни, начиная с купли-продажи человека-раба и до драки и воровства между соседями, причём основным положением между людьми было: душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб.
В 24:12 читаем: “И сказал Господь Моисею: взойди ко Мне на гору и будь там; и дам тебе скрижали каменные, и закон и заповеди, которые Я написал для научения их”.
Моисей вступил в средину облака и взошёл на гору; и был Моисей на горе 40 дней и 40 ночей.
В 25-ой главе Бог повелевает через Моисея народу устроить святилище для обитания в нём имени Его, устроить скинии и сосуды для неё по образцам, указанным Богом.
В 10-ом стихе той же главы Бог повелевает приступить к постройке ковчега, стола и жертвенника из материалов и по размерам, указанным Богом.
В 28-ом стихе записано повеление Божие:
“И возьми к себе Аарона, брата твоего и сынов его с ним от среды сынов израилевых, чтобы он был священником Мне.
И сделай священные одежды Аарону, брату твоему для славы и благолепия: сделай и сынам Аароновым хитоны, сделай им пояса и головные повязки, сделай им для славы и благолепия и облеки в них Аарона, брата твоего и сынов его с ним, и посвяти их, и они будут священниками Мне; и да будут они входить в скинию собрания или приступать к жертвеннику для служения во святилище, чтобы им не навести на себя греха и не умереть. Это устав вечный да будет для него и для потомков его по нём”.
Вы только что прослушали, как в 41-ом стихе 28-ой главы Бог повелевает Моисею брата его Аарона с сыновьями его посвятить во священники Богу.
В следующей 29-ой главе стихе 1-ом Бог разъясняет Моисею, в чем именно заключается обряд посвящения.
Читаем этот стих: “Вот что должен ты совершить над ними, чтобы посвятить их во священники Мне”.
И далее перечисляется весьма сложный обряд посвящения, из которого я прочту вам лишь то, что записано о нём в 4-ом стихе, а именно:
“Аарон же сынов его приведи ко входу в скинию собрания и омой их водою”.
Из этого видно, что омовение водою Аарона и сынов его при посвящении в священники было совершено по повелению Божьему.
Теперь, как видим, все готово для принятия и хранения скрижателей откровения: во-первых, есть специально для этого построенный ковчег, во-вторых, есть скиния собрания, где может хранится ковчег, и в-третьих, есть штат священников во главе с первосвященником Аароном для общего наблюдения как за хранением ковчега, так и для руководства всей религиозной жизнью Израиля, а поэтому в 31:18 читаем:
“И когда Бог перестал говорить с Моисеем на горе Синае, дал ему две скрижали откровения, скрижали каменные, на которых написано было перстом Божиим”.
Моисей был на горе 40 дней и 40 ночей.
Когда народ увидел, что Моисей долго не сходит с горы, то собрался к Аарону и скал ему: “Встань и сделай нам бога, который бы шёл перед нами; ибо с этим человеком, с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось”. И сказал им Аарон: “Выньте золотые серьги, которые в ушах ваших жён, ваших сыновей и дочерей и принесите ко мне”. И весь народ вынул золотые серьги из ушей своих и принес к Аарону. Он взял их из рук их и сделал из них литого тельца и обделал его резцом. И сказали они: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской.
На другой день они встали рано и принесли всесожжения и привели жертвы мирные: и сел народ есть и пить, а потом встал играть (32:1-4,6).
В 32:15,19 читаем:
“И обратился и сошёл Моисей с горы. Когда же он приблизился к стану и увидел тельца и пляски, тогда он воспламенился гневом и бросил из рук своих скрижали и разбил их под горою.
На другой день сказал Моисей народу, вы сделали великий грех, итак взойду к Господу, не заглажу ли греха вашего. Господь сказал Моисею: “Того, кто согрешил предо Мною, изглажу из книги Моей; итак иди /сойди/, веди народ сей, куда Я сказал тебе, вот Ангел Мой пойдет пред тобою, и в день посещения Моего, Я прощу их за грех их”. И поразил Господь народ за сделанного тельца. Как мы знаем из Писания, что за непослушание народ был обречён на 40-летнее странствование по пустыне, пока не вымерли все восставшие против Господа.
В 34:1 читаем:
“И сказал Господь Моисею: “Вытеши себе две скрижали каменные, подобные прежним и взойди ко Мне на гору, и Я напишу на сих скрижалях слова, какие были на прежних скрижалях, которые ты разбил, и будь готов к утру; и взойди утром на гору Синай и предстань передо Мною там, на вершине горы””.
Читаем дальше из той же главы стихи 27,28:
“И сказал Господь Моисею: “Напиши себе слова сии, ибо в сих словах Я заключаю завет с тобою и с Израилем”. И пробыл там Моисей у Господа сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил; и написал Моисей на скрижалях слова завета – десятисловия.
На этих двух стихах я заканчиваю настоящую беседу, причём прошу запомнить вас из 27 стиха слова:
“Ибо в сих словах Я заключаю завет с тобою и с Израилем”. И из 28 стиха слова:
“И написал Моисей на скрижалях слова завета – десятисловия”. Так как эти подчёркнутые слова из 2-х стихов будут мною взяты за основание будущей беседы №7, в которой я дам разъяснение, с каким народом Бог заключил завет на горе Синай.
(Иван Матвеевич Шабалин, 19б5 г. Сан-Франциско, США).