Беседа №5

С воцарением нового Фараона и смертью Иосифа положение евреев в Египте ухудшилось, и они были переведены на положение рабов.

Евреев использовали как рабочую силу для постройки городов и других тяжёлых работ.

Количественно евреи очень увеличились и стали представлять собой силу, опасную для египтян в возникновении войны с соседними государствами: евреи могли поднять восстание в тылу и, таким образом, оказать неблагоприятное влияние на исход войны.

Всё это создало условия для дальнейшего угнетения евреев и издания законов, задерживающих увеличение еврейского народа, по которым всех новорожденных мужского пола было приказано бросать в реку.

В это время в семье еврея из колена Левина родился сын, которого мать скрывала в течении трёх месяцев.

По истечении этого времени, когда уже трудно было скрывать мальчика, мать положила его в просмоленную корзину, и отнесла его в камыши реки, где купалась дочь фараона. Слуги обнаружили мальчика, и дочь фараона решила его усыновить.

Мальчику было дано имя Моисей, и воспитывался он в царском дворце.

В зрелом возрасте во время ссоры Моисей убил египтянина и поэтому должен был из Египта бежать в Аравию.

В Аравии Моисей нашёл приют и работу у Иофара, священника Мадиамского, одну из дочерей которого, Сенфору, Моисей взял себе в жёны.

По происшествии некоторого времени страдания еврейского народа в Египте усилились, и Бог вспомнил о Своём завете с Авраамом, Исааком, Иаковом – прародителями евреев и решил избавить их от ига рабства, вывести их в землю Ханаанскую, для чего призвал на служение Моисея.

Однажды Моисей пас скот у подножия горы Хорив и увидел горящий и не сгорающий от огня куст терновника.

Моисей пошёл посмотреть это чудо и услышал, предупреждающий голос: “Не подходи сюда, сними обувь твою, так как земля, на которой ты стоишь – земля святая”.

И сказал ему Бог: “Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Исаака, Иакова; Я услышал стенания и увидел страдания народа моего и решил избавить его от руки египтян и вывести их в землю, которую обещал Аврааму, и для этого Я посылаю тебя к фараону с тем, чтобы он отпустил народ под твоим вождением.

Я буду с тобою, когда ты выведешь народ из Египта, вы совершите служение Богу на этой горе. Когда ты будешь говорить со старейшинами народа в удостоверение того, что именно Я послал тебя, брось посох на землю”.

Моисей бросил посох и он обратился в змея. “Возьми его за хвост”; и змей обратился в посох. “Также положи руку в пазуху”. Моисей сделал так и вынул руку из пазухи – рука его стала белою от проказы. Бог приказал Моисею положить руку обратно в пазуху, что и сделал Моисей – и вынул руку из пазухи, и рука его стала здоровою и одного цвета с телом.

Моисей пожаловался Богу, что он косноязычен и ему трудно будет говорить с фараоном, на что Моисей получил указание, что переводчиком его слов будет его брат Аарон, который встретит его у горы Божией.

Получив повеление отправиться в Египет, Моисей объявил об этом своему тестю Иофору, погрузил жену и детей на ослов и, взяв жезл Божий, который был обращён в змея, отправился в Египет.

О том, как протекали события по возвращении Моисея в Египет, как протекали его переговоры с фараоном, а также, как совершился исход евреев из Египта подробно описано в книге Исход с 5-ой по 15-ю главу, куда советую обратиться каждому желающему ознакомится с подробностями.

С 22-го стиха 15-ой главы книги Исход начинается описание начала пути странствования евреев от берегов Чёрного моря и вступление евреев в пустыню Сур, где ожидало их первое испытание и их первый ропот. Народ и их стада не имели воды 3 дня, а найденную ими на 4-ый день воду в Мерре нельзя было пить, так как она была горькая.

Моисей по указанию Господа бросил в воду дерево и вода стала пригодною для питья.

Нужно сказать, что со времени переселения патриарха Иакова в Египет, со дня выхода евреев из Египта прошло 400 лет, как и было объявлено Аврааму Господом, как об этом записано в книге Бытие 15:13,14.

“И сказал Господь Аврааму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей и поработят их и будут угнетать 400 лет, но Я произведу суд над народом, у которого они будут в порабощении; после сего они выйдут /сюда/ с большим имуществом”.

Итак мы видели, что евреи в рабском состоянии жили в подчинении языческому народу 400 лет, подчинялись языческим законам, исполняли их праздники и не имели никаких своих писанных законов, не имели никаких своих праздников, которые были установлены позднее Синайским законодательством, через 2 месяца после выхода евреев из Египта.

Но до этого времени, т.е. до Синайского законодательства, а именно с первых же дней вступления евреев в пустыню Сур, как записано в 25-том стихе главы 15-ой книги Исход: “Там Бог дал народу устав и закон, и там испытывал его”.

Бог не сразу, а постепенно приучает народ к порядку, и подтверждение этому мы найдём в 16:4,5.

“И сказал Бог Моисею: вот Я одождю вам хлеб с неба, и пусть народ выходит и собирает ежедневно, сколько нужно на день, чтобы Мне испытать его, будет ли он поступать по закону Моему или нет? А в шестоё день пусть заготовляют, что принесут, и будет вдвое против того, поскольку собирают в прочие дни”.

Из этих стихов видно, как Бог постепенно приучает сынов Израиля трудиться только лишь в течение шести дней, но о субботе пока ещё ни одного слова.

Израильтяне и здесь в пустыне Сур, также как и в Египте в течении 400 лет и вообще во весь послепотопный период ни разу  и ни от кого не слыхали ни одного слова о субботе, и впервые упоминается о субботе лишь в 23-ем стихе 16-ой главы.

“И /Моисей/ сказал им: Вот что сказал Господь: завтра покой, святая суббота Господня; что надобно печь – пеките и что надобно варить – варите сегодня, а что останется, отложите и сберегите до утра”. И несмотря на то, что слова 23-его стиха были сказаны Моисеем на основании повеления Божьего, народ всё ещё не мог проникнуться пониманием, что суббота действительно день освобождения от всяких трудов и работ, и по-прежнему требовались ещё более сильные и настоятельные повеления и более решительные меры, чтоб народ привык исполнять субботу, для чего читаем из 16-й главы с 25  по 30 стих: “И сказал Моисей: ешьте его сегодня, ибо сегодня суббота Господня, сегодня не найдёте его на поле; шесть дней собирайте его, а в седьмой день суббота: не будет его в этот день. Но некоторые из народа вышли в седьмой день собирать и не нашли. И сказал Господь Моисею: долго ли будете вы уклоняться от соблюдения заповедей Моих и законов Моих? Смотрите – Господь дал вам субботу, посему Он и даёт в шестой день хлеба на два дня: оставайтесь каждый у себя /в доме своём/, никто не выходи от места своего в седьмой день”.

“И покоился народ в седьмой день”. От уговоров и увещаний соблюдать субботу приходилось прибегать и к более решительным мерам, как об этом читаем в книге Чис. 15:32-36: “Когда сыны Израилевы были в пустыне, нашли человека, собирающего дрова в день субботы, и привели его нашедшие его собирающим дрова к Моисею и к Аарону и ко всему обществу /сынов Израилевых/; и посадили его под стражу, потому что не было ещё определено, что должно с ним сделать. И сказал Господь Моисею: должен умереть человек сей; пусть побьёт его камнями всё общество  вне стана. И вывело его всё общество вон из стана и побили его камнями, и он умер, как повелел Господь Моисею”.

Итак, подводя итоги сказанному, видно, как Бог постепенно подготовлял еврейский народ к принятию Синайского законодательства, которое дал Бог Израилю в 3-ем месяце по выходе евреев из Египта.

(Иван Матвеевич Шабалин, 19б5 г. Сан-Франциско, США).