На Азербайджанских сайтах встречаются статьи, где содержатся обвинения молокан в массовых избиениях, убийствах, погромах и грабежах тысяч человек мирного азербайджанского населения гор. Шемахи и селений Шемахинского уезда в марте-июне 1918 года. К сожалению, сейчас уже не осталось живых свидетелей тех событий, поэтому ответить на эти обвинения можно только из воспоминаний жителей этих сел. Далее приведен еще одна статья Тимофея Николаевича Смольникова, бывшего жителя с. Хильмилли.
Уважаемый господин Балаев
Прочитал вашу книжицу (Балаев А.Г. «Мартовские события 1918 года в Азербайджане»), в которой вы анализируете события, происходящие на окраинах Российской империи после февральской революции 1917 года. Естественно, вас, как азербайджанца, более всего занимают события в Баку и Азербайджане в целом, в двадцатых числах марта 1918 г. В это время погибло большое количество мирных жителей, и как вы утверждаете, в основном, представителей мусульманской национальности, то есть азербайджанцев. Ни вы и ни я, пишущий эти строки, не жили и не участвовали в тех трагических событиях. Поэтому, узнаем о тех ужасных днях или из воспоминаний участников этих событий, или из архивных данных. Вы, по всей видимости, сравнительно молодой, и поэтому все факты приводите из архивных источников.
Я, как у нас говорят, почтенного возраста, и мне посчастливилось жить с непосредственными участниками и свидетелями тех трагических событий. Поэтому, пользуясь случаем, в ответ на ваши обвинения в адрес молокан, привожу услышанное от наших старцев, которым выпало невольно участвовать в защите своих домашних очагов.
В 2007 году мне пришлось написать ответ на статью доктора исторических наук Рустамовой-Тогиди, напечатанной в газете «Зеркало», в которой она обвиняет молокан и армян в геноциде мусульман в Шемахинском уезде в марте 1918г. Вы как-то косвенно коснулись участия молокан в этих событиях, взяв описание из статьи Рустамовой-Тогиди «Этого забыть нельзя». Она же приписывает в своей статье страшные злодеяния молокан в отношении мусульман, ссылаясь на архивные данные. Как-то плохо верится в то, что в то смутное время кто-то мог вести статистику о тех трагических случаях, которые она приводит в своей статье. Скорее всего, это предвзятые домыслы, чтобы кого-то обвинить, а свой народ представить в качестве жертвы. Это естественно, естественно и то, что в создавшейся геополитической ситуации каждый народ (нация) стремится к самоопределению, к созданию, хоть маленького, но своего государства. Как всегда это стремление приводит к кровопролитию и этнической чистке. Это было при развале Российской империи, это было при развале СССР, при развале Югославии, это происходит сейчас на Украине. Что касается азербайджанского и армянского народов, проживающих много веков в одном регионе, то там, как известно, вспыхивали неоднократно межнациональные конфликты. Только в ХХ веке были три кровавых столкновения на национальной и религиозной почве. Виновные в этнической чистке, как в начале ХХ века, так и во время развала СССР в девяностых годах ХХ века, и армяне, и азербайджанцы. Нет в Армении сейчас ни одного азербайджанца (было более миллиона человек), ни одного армянина в Азербайджане, а было когда-то 300 тыс. человек. Заодно как армяне, так и азербайджанцы выдавили русских из своих республик. Армяне еще в 70-х годах прошлого века начали проводить националистическую политику. Уже тогда, по свидетельству очевидцев, в Ереване не знающему армянского языка человеку невозможно было что-либо купить в магазине. Результат – почти не осталось русских селений в Армении. В Азербайджане такое явление началось чуть позже, где-то в начале девяностых годов. Результат такой же – осталось единственное русское (молоканское) село Ивановка в Исмаиллинском районе. А было только в Шемахинском районе семь русских селений с различными вероисповеданиями: молокане, баптисты, адвентисты, субботники. Местные азербайджанцы всех причисляли к молоканам (малаган)
Хорошо это или плохо? Для меня, например, это очень плохо. Я, представитель пятого поколения нашего рода, проживавшего в Азербайджане, вынужден был покинуть свою Родину и стать вынужденным переселенцем на исторической родине. Пришлось оставить все десятилетиями нажитое непомерным трудом и искать себе пристанище в непривычных для нас условиях. У русских, живущих более полутора века в Закавказье, своя, особенная история. История – это поколение простых «неисторических» личностей, это цепочка, в которой могилы предков, хоровод взявшихся за руки живых и колыбели детей составляли нашу бытность в тех благодатных местах. Мы жили в гармонии с окружающей нас природной средой, с окружающими нас людьми, обогащали друг друга нравственными ценностями, которые были заложены Богом во внутреннем человеке.
У нас было развито куначество. Много азербайджанских слов вошло в нашу разговорную речь. Но, вместе с тем, мы хранили русскую идентичность, русские традиции простых крестьян центральных губерний России 18-19 веков. Молокане по своему вероисповеданию не должны употреблять спиртное. Но вера не могла изжить заложенный природный дух в русском человеке употреблять веселительные напитки. Поэтому, армяне Шемахинских сел – Матраса, Сагийан, Киркенг, выращивающие виноград и производившие из него высококачественное вино, были частыми гостями в молоканских селах. Наполненные бурдюки с вином и виноградной водкой в зимний период армяне на ослах привозили и в наше село. Тогда, несмотря на запрет старцев, мужское население позволяло себе расслабиться и, как у нас говорили, маленько кутнуть. Вот так молокане жили среди мусульман и армян в то благодатное время.
Описывая события того трагического периода, вы объективно приводите расстановку политических сил в Закавказье. И то, что армянская националистическая партия «Дашнакцутюн» имела бредовые планы о создании «Великой Армении» подтверждается тем, что еще в 1915 году, когда шли активные действия на Турецко-русском фронте, турецкие армяне предприняли попытку создать армянское государство. Все это, как известно, кончилось большой трагедией – за две недели было убито 1,5 млн. армян. Армяне неоднократно предпринимали попытки привлечь мировое сообщество, чтобы оно признало геноцид армянского народа турецкими властями в 1915 году. Но пока безрезультатно. Наверное, историки мирового сообщества знают, с чего началась эта трагедия.
1,5 млн. армян и 30 тысяч, как вы пишете, погибло мусульман в марте 1918 года, разница существенная, без учета погибших армян в том же 1918 году в Азербайджане. Так авантюрные поползновения некоторых политических лидеров, без учета исторических реалий, приводят к человеческим трагедиям.
Большевистская партия была малочисленна. Состояла в основном из прогрессивной интеллигенции города Баку и малочисленного рабочего класса. Тогда как партия «Мусават» националистического толка имела большую поддержку мусульманского населения города Баку и на всем пространстве Азербайджана. Простому азербайджанскому крестьянину и рабочему, работающему в тяжелейших условиях на нефтяных промыслах, была не понятна программа большевиков. Но легко воспринималась идея о создании исламского государства и освобождения от русского господства. Хотя и азербайджанский и армянский народы до этого периода не имели своей государственности. Армяне потеряли ее более двух тысяч лет назад при армянском царе Тигране III (читайте Плутарха). Азербайджанцы много веков находились под персидским владычеством. Часть Азербайджана в 1828 году вошла в состав Российской империи. На идеях панисламизма партия «Мусават» за короткое время приобрела большую популярность среди низших слоев населения Азербайджана. И, действительно, была одной из сильнейших политических партий того времени, опираясь на мусульман, которые жли в преимущественном большинстве в Баку. В такой сложившейся обстановке большевики вынуждены были искать поддержку и у других политических партий города Баку. Но меньшевики и эсеры сознательно проводили провокационную политику стравливания мусульман с армянами, чтобы ослабить большевиков, которые призывали к консолидации трудового народа в борьбе с буржуазным правительством. В этот период, действительно, в Баку много было вооруженных армян, покинувших турецко-русский фронт, и они под влиянием партии «Дашнакцутюн» выступили против мусаватистов. Вследствие чего мусульманское население г. Баку подверглось насилию, в котором, как вы пишете, погибло 12 тысяч мирных мусульман. Но как вы и сами отмечаете, лидеры мусаватского движения не пострадали. На короткое время в Баку установилась советская власть, возглавляемая большевиками во главе Бакинского совета. Но как всегда и всюду англичане, пользуясь нестабильной обстановкой в той или другой стране, бесцеремонно вторглись в ее пределы. В Баку вступил экспедиционный военный корпус. Руководители Бакинского совета, еще до прихода турецкой армии в Баку, были арестованы англичанами, с ними не стали церемониться. Без всякого суда и следствия, чтобы не возбудить волнения бакинской прогрессивной общественности, вывезли в Красноводск и там, в туркестанских песках, расстреляли 26 бакинских комиссаров. Вы, господин Балаев, об этом хорошо знаете, но почему-то в своей книге ничего не написали об этих трагических событиях.
Так на английских и турецких штыках была установлена 28 мая 1918 года мусаватская власть в Азербайджане. Благо, по вашему утверждению, лидеры мусаватской партии не подверглись насилию, и возглавил Азербайджанскую Демократическую республику лидер националистической партии «Мусават» М. Э. Расулзаде, который непосредственно виновен в трагических событиях 18 марта 1918 года. Азербайджанский народ по объективным и субъективным причинам, как подчеркнули вы сами, и Расулзаде, не был готов к вооруженному выступлению. А спровоцировал его или толкнул на этот необдуманный безрассудный поступок мусаватского руководства, можно говорить, кому как выгодно. Но то, что партия «Мусават» готовилась к вооруженному выступлению и формировала воинские подразделения сразу, после Февральской революции 1917 года, подтверждается многими явлениями, происходящими в Шемахе. Тогдашними жителями нашего села Хильмилли, приходившими в Шемаху, засвидетельствовано, как длительное время в Шемахе проводилось обучение воинским навыкам молодых мужчин мусульман на улицах и площадях города. И примечательно то, что маршируя, они выкрикивали «бир, ики, Кавказ бизимки». Не это ли подтверждение того, что «Мусават» лелеяла надежду, как и партия «Дашнакцутюн», создать в Закавказье «великое исламское государство»? Бог мой, как всем хочется быть великими. Даже Э. А. Шеварнадзе, пройдя все ступени партийной карьеры, после Гамсахурдийской авантюры в Грузии, чтобы польстить своему грузинскому народу, в своем выступлении однажды изрек – «великий грузинский народ». После чего был избран президентом Грузии, в которой чуть больше 3 млн. грузин.
В те, 19-20-е годы прошлого века была попытка создать Закавказскую Федеративную республику, в состав которой входили Азербайджан, Армения и Грузия. Но из-за амбициозности лидеров каждого из этих народов она просуществовала совсем малый срок. Даже в Баку в честь этой республики был назван судоремонтный завод им. Закфедерации.
Вы пишите, что события в Баку 18 марта 1918 года синхронно связаны с событиями в Шемахе. И это было организовано большевистско-дашнакскими силами. Но по свидетельству очевидцев погромы армянских сел в Шемахинском уезде начались мусульманами на несколько дней раньше 18 марта. К 18 марта уже все жители четырех армянских селений и армяне, жившие в Шемахе, подверглись насилию и вынуждены были бежать кто куда. Многие жители армянских сел и города Шемахи искали спасения в молоканских селениях. Но, ни чухурюртцы, ни астрахановцы не приняли их, боясь мести мусульман. Тогда они двинулись сплошной черной массой в Хильмилли со стороны Астрахановки. Безусловно, в молоканских селах люди были хорошо осведомлены о предстоящих нападениях мусульман и на молоканские села. До мартовских событий через Хильмилли проходил большевистский отряд во главе с комдивом Курышко, отступающий с Северного Кавказа в Грузию. По просьбе жителей он оставил два орудия с боеприпасами для самообороны. Одно решили передать жителям села Алты-Агач, и 14 марта жители села Алты-Агач приехали в Хильмилли с небольшим отрядом охраны, чтобы забрать орудие и боеприпасы. Возвращаясь назад, они подверглись нападению жителями села Агдар, которое расположено в 15 км восточнее Хильмиллей. В этой стычке с мусульманами было убито 6 молодых мужчин села Алты-Агач. И это свидетельство тому, что партия «Мусават» проводила активную пропаганду среди мусульман Азербайджана и настраивала их на враждебное отношение к молоканам. Поэтому, одновременно с выступлением мусульман в Баку, рано утром 18 марта 1918 года из Шемахи в сторону Хильмиллей выступило большое скопище вооруженных мусульман. Попутно было разгромлено молоканское село Джабаны, расположенное недалеко от Шемахи. К счастью, жители Джабанов ночью успели поспешно эвакуироваться в Хильмилли. Вы можете подумать, а почему опять Хильмилли? А потому, что Хильмилли в тот период было одно из крупнейших молоканских сел Шемахинского уезда. В Хильмиллях было более 900 дворов. В то время у молокан были многодетны семьи и население составяло около 6 тыс человек, а значит взрослого населения около 3 тыс. человек. И материальная база соответственно была мощная. Почти в каждом дворе было четыре лошади, не считая рабочих быков. А семья Волошиных держала целый табун лошадей на арендованных у государства землях. С учетом того, что в Хильмиллях были мастера по всем профессиям, в каждом дворе был фургон, бычья подвода, одним словом, транспортная составляющая была крепкая по тем временам. Поэтому на Кавказском фронте во время русско-турецкой кампании молокан мобилизовывали со своими фургонами для транспортировки грузов. Одним словом, село Хильмилли в то время было крепким населенным пунктом, в котором страждущие находили свое спасение. Это небольшой экскурс в историческое прошлое. А теперь вернемся к 18 марта 1918 года.
Из каких источников вы брали сведения о событиях в Шемахе 18 марта 1918 года, пусть останется на вашей совести, но я привожу свидетельство непосредственных участников этих трагических событий. В это время, как мною было отмечено выше, в Хильмиллях находились и армяне, бежавшие из своих сел, и жители села Джабаны. Обстановка была очень тревожная и, казалось, безысходная. На село наступала, как тогда у нас говорили, «дикая дивизия». Шла масса вооруженных людей протяженностью почти пять километров, головная часть которой находилась у села Тякля Мирзабаба, а арьергардная часть только переходила реку Пирсаат. Такая сила двигалась на село Хильмилли, чтобы в первую очередь разгромить и разграбить большой русский населенный пункт, а потом разделаться со сравнительно мелкими поселениями русских в Шемахинском уезде. Но хильмиллинцы не запаниковали, выставили одно оставшееся орудие на Сюндинский перевал, расположенный в пяти километрах западнее села, и организовали из фронтовиков передовой отряд, который занял позицию перед селом Тякля Мирзабаба. Переодели молодых женщин и девушек в мужскую одежду, вооружили их вилами и косами и выставили на Сюндинский перевал для создания видимости большой массы защитников своих домашних очагов. Орудием управлял опытный артиллерист Соловьев И. Т, который незадолго до этого вернулся с турецкого фронта. Когда наступающие мусульмане, пройдя село Тякля Мирзабаба, подошли к передовой линии наших фронтовиков, он открыл стрельбу из орудия по тыльной части наступающих мусульман. Одновременно и передовая линия фронтовиков произвела залп из винтовок по наступающим. При первом залпе были убиты несколько человек наступающих. Был убит и предводитель, ехавший на коне с зеленым исламским знаменем. После второго залпа обороняющиеся ринулись в атаку. У наступающих произошло замешательство. В это время из задних рядов стали поступать сообщения, что мы окружены, снаряды рвутся в тылу. В мусульманских рядах началась паника. И вся эта масса плохо организованных людей, рассеявшись по всему пространству от Чуханлов до Арабшалбаша, устремилась в сторону Шемахи. Тогда Соловьев И. Т. стал стрелять из орудия по городу Шемаха, началась и в городе паника. Жители города и близлежащих мусульманских деревень стали спешно покидать свои дома. Как вы отмечаете, мусульмане не обладали воинскими навыками, и у них не было кадровых офицеров, это подтверждается тем, что убитый предводитель огромной необученной массы был представитель Дагестана, раннее служивший, по всей видимости, в Российской армии. Его завербовали, как потом выяснилось, тянджинские националисты. Все эти факторы: отсутствие национальных офицерских кадров, наемные военные специалисты и плохо обученная рядовая масса, явились следствием того, что несколько десятков хорошо обученных фронтовиков с помощью единственного орудия смогли наголову разбить столь внушительную орду. Хочу подчеркнуть – Шемаха бомбардировалась из единственного орудия со стороны Хильмиллей. Что было в дальнейшем в городе Шемаха, голословно не могу утверждать. Но молокане не применяли насилие к мирным жителями города и окружающих его сел. Если бы это было, то когда вскоре после этих событий турецкая армия вступила в Баку, а к нам в село пришло турецкое воинское подразделение до ста солдат с офицером, против молокан со стороны турок были бы применены какие-либо карательные действия. Наоборот, турки защищали молокан от насильственных посягательств мусульман. Но армяне подвергались страшным издевательствам. По рассказам наших старцев на школьной площади был врыт столб, к которому привязали армянина, и держали его таким образом на солнце в жару до самой смерти.
В 1952 году я учился в Баку на курсах киномехаников. Жил на квартире у 84-летней женщины молоканки, она мне много рассказывала о тех страшных днях. Видела, как по улицам Баку патрулировали на лошадях английские солдаты. Видела, как турецкий солдат зверски зарубил саблей двух малолетних армянских детей – мальчика и девочку, шедших по улице Девятая нагорная. Так тогда назывались улицы, где компактно жили армяне. Хочу еще раз подчеркнуть, что и в Баку ни англичане, ни турки молокан не обижали.
Мусаватская республика просуществовала всего два года, 28 апреля 1920 года 11-я Красная Армия, не встречая каких-либо сопротивлений со стороны мусаватской армии, торжественно вступила в город Баку. Была восстановлена Советская власть, которая расставила все по своим местам. Были определены соответствующие границы между Арменией и Азербайджаном. Как армяне, так и азербайджанцы вернулись к своим местам проживания и мирно сосуществовали в едином пространстве до 1988 года.
В 1922 году образовался Союз Советских Социалистических Республик, в котором Азербайджанская республика занимала свое достойное место. В годы Советской власти Азербайджан бурно развивался по всем отраслям народного хозяйства. В Баку строились нефтеперерабатывающие заводы, совершенствовался морской порт, было пущено паромное сообщение между Баку и Красноводском, была возведена Мингечаурская ТЭС, которая бесперебойно обеспечивала электроэнергией многие районы Баку, а также избавила от затопления при весенних паводках Прикуринскую низменность. Для бурно развивающейся промышленности дополнительно была построена Али-Байрамлинская ТЭЦ и, наконец, возведен город химиков Сумгаит. Развивались хлопководство и виноградарство. Только в Шемахинском районе было 22 тыс. га виноградников. В Кубинской зоне получило большое развитие плодоводство, еще в 30-е годы прошлого века были организованы плодоводческие совхозы, а также плодопитомник, обеспечивающий все районы Азербайджана плодовыми саженцами. Развивалась наука и культура. Была построена Бакинская Академия наук, большая сеть ВУЗов выпускала многотысячную образованную молодежь, которая заняла достойное место не только в Азербайджане, но и в других республиках СССР. Процветала самобытная культура азербайджанского народа. Песни Рашида Бейбутова, Муслима Магомаева, Полад Бюль-Бюль Оглы и других известных певцов звучали не только на сценах СССР, но и по всему миру. Не зря же Леонид Ильич Брежнев, приезжая в Баку и посещая промышленные предприятия и культурные центры, высказал в порыве восхищения: «Широко шагает Азербайджан».
Так что, уважаемый А. Т. Балаев, Азербайджан не был колонией, а был равноправным членом братских республик Советского Союза. И не надо ворошить прошлое, выискивая трагические моменты, чтобы опорочить кого-то и тем самым возбудить ненависть подрастающего поколения азербайджанцев к своим соседним народам. Не надо разжигать национальную рознь в сложное и опасное время, когда во многих странах бушуют огни межнациональных и религиозных войн. Наши народы много веков живут в едином евразийском пространстве – мы соседи, а с соседями необходимо дружить.
В заключение хочется привести заповедь Спасителя Иисуса Христа: «…А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Ев. Матфея, гл.5).
Смольников Тимофей Николаевич, бывший житель с. Хильмилли, 2015г.