Настоящая беседа является продолжением беседы 22, в которой мы рассмотрели биографии первых двух евангелистов – Матфея и Марка. Сегодня на очереди сначала биографии евангелиста Луки, а затем и евангелиста Иоанна.
Кто был по своему происхождению писатель третьего Евангелия евангелист Лука в точности неизвестно. Согласно церковному преданию он происходил из Антиохии, и потому принято считать, что он по своему происхождению был прозелит, то есть язычник, принявший иудейство.
По роду своих занятий он был врачом, что видно из послания Апостола Павла к Колоссянам (4:14): «Приветствует вас Лука, врач возлюбленный, и Димас».
Из того, что в его Евангелии содержатся наставления Господа только 70-ти ученикам со всей подробностью изложенные, делают заключение, что он принадлежал к числу 70-ти учеников Христовых (24:13-33).
Способ его изложения повествования о явлении воскресшего Господа двум ученикам, шедшим в Еммаус, причем по имени называется только один из них Клеопа, а другой не названный по имени, согласно древнего предания и был именно евангелист Лука (справка Лук. 24:13-33).
Затем из книги Деяния Апостолов видно, что начиная со второго путешествия Апостола Павла Лука делается его постоянным сотрудником и почти неразлучным спутником. Он был при Апостоле Павле в Риме во время первых уз, когда было написано послание к Колоссянам и Филиппийцам, так и во время 2-х уз, когда было написано 2-е послание к Тимофею, которое принято считать как бы духовным завещанием Апостола Павла.
Как видно из самого предисловия третьего Евангелия, Лука написал его по просьбе некоего знатного мужа достопочтенного Феофила, жившего в Антиохии, а затем для него же Лука написал и книгу Деяния Апостолов, которая служит как бы продолжением евангельского повествования (Лук. 1:1-4, Деян. 1:1-2): «Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова, то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен».
«Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал» (Деян.1:1,2). При написании Евангелия Лука пользовался не только рассказами очевидцев служения господа, но и уже существовавшими тогда письменными записями о жизни и учении Господа.
По его собственным словам эти рассказы и записи были подвергнуты им самим тщательному исследованию, а потому и Евангелие его отличается особенной точностью в определении времени и места событий и строгой хронологической последовательностью.
На Евангелии Луки очень заметно сказывается влияние Апостола Павла, спутником и сотрудником которого был Лука.
Апостол Павел, как просветитель язычников, старался раскрыть ту великую истину, что Иисус Христос пришел на землю не только для иудеев, но и для язычников. Иисус Христос пришел на землю не только для иудеев, но и для язычников. Иисус Христос есть Спаситель всего мира, всех людей, поэтому и родословную Иисуса Христа по плоти евангелист Лука возводит до Адама и до Самого Бога, чтобы подчеркнуть значение Иисуса Христа для всего человечества (спр. 3:23-28).
Никто так ярко не изобразил любви Божией к кающимся грешникам, как это сделал евангелист Лука, приведший в своем Евангелии такие притчи как о блудном сыне, о мытаре, о фарисее, о заблудшей овце, о потерянной драхме, о милосердном самарянине и записал такие знаменитые слова: «Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (Лук.15:7).
Время написания Евангелия историк Евсевий относит к 15-му году по Вознесении Господнем.
Евангелие имеет 24 главы и начинается явлением Ангела св. Захарии, отцу Иоанна Крестителя и оканчивается повествованием о Вознесении Иисуса Христа на небо.
Четвертое Евангелие написано возлюбленным учеником Христовым Иоанном Богословом, который был сыном Галилейского рыбака Зеведея: «Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их» (Матф.4:21).
«Между ними были Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосии, и мать сыновей Зеведеевых» (Матф.27:56).
«Были тут и женщины, которые смотрели издали: между ними была и Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова меньшего и Иосии, и Саломия» (Мар.15:40).
Иоанн был сначала учеником Иоанна Крестителя. Постоянным учеником Господа он стал несколько позднее, когда Господь Сам призвал его вместе с братом его Иаковом: «также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков» (Лук.5:10).
Вместе с Петром и братом своим Иаковом он удостоился особенной близости к господу, находясь при Нем в самые важные и торжественные минуты Его земной жизни. Так он удостоился присутствовать при воскрешении дочери Иаира: «И не позволил никому следовать за Собою, кроме Петра, Иакова и Иоанна, брата Иакова» (Мар.5:37); видеть преображение Господа на горе: «По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних» (Матф.17:1); слышать беседу о знамениях Его второго пришествия: «И когда Он сидел на горе Елеонской против храма, спрашивали Его наедине Петр, и Иаков, и Иоанн, и Андрей» (Мар.13:3); быть свидетелем Его гефсиманской молитвы: «И, взяв с Собою Петра и обоих сыновей Зеведеевых, начал скорбеть и тосковать» (Матф.26:37).
А на тайной вечере он так был близок к Господу, что по его словам он «возлежал у груди Иисуса» (Иоан. 13:23).
Любовь Господа к нему выразилась в том, что Господь, вися на кресте, поручил ему свою Матерь, сказав ему: «Се матерь твоя» (Ио. 19:27).
После вознесения Господня мы часто видим Иоанна вместе с Апостолом Петром: «Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый» (Деян.3:1); «Видя смелость Петра и Иоанна и приметив, что они люди некнижные и простые, они удивлялись, между тем узнавали их, что они были с Иисусом» (Деян.4:13); «Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна» (Деян.8:14).
Наряду с Апостолом Петром он считается столпом церкви и имеет свое местопребывание в городе Иерусалиме: «и, узнав о благодати, данной мне, Иаков и Кифа и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам идти к язычникам, а им к обрезанным» (Гал.2:9).
После разрушения Иерусалима в 70-х годах местожительством Иоанна становится город Ефес в Малой Азии. В царствование императора Домициана Иоанн за слово Божие был отправлен в ссылку на остров Патмос, где он и написал Апокалипсис. Возвращенный из ссылки в Ефес, Иоанн написал свое Евангелие и скончался своею смертью в глубокой старости, по преданию лет 120-ти в царствование императора Траяна.
Согласно предания четвертое Евангелие было написано Иоанном по просьбе ефесских христиан. Они принесли ему три Евангелия и просили дополнить их речами Господа. Иоанн подтвердил истинность написанного в трех Евангелиях, но нашел многое добавить, и особенно о Божестве Иисуса Христа, чтобы люди с течением времени не стали думать о Нем только как о Сыне человеческом.
В то время как евангелисты Матфей и Лука повествуют о земном рождении Христа, о его родословных по плоти, Иоанн, совершенно не касаясь родословной по плоти, начинает свое Евангелие об Иисусе Христе как о Боге Слове, о Сыне Божием, существовавшим прежде всех век, через Которого все начало быть.
Из сказанного ясно видно, что целью написания четвертого Евангелия было желание дополнить повествования первых трех евангелистов, что и видно из содержания Иоаннова Евангелия.
В то время, как первые три Евангелия часто повествуют об одних и тех же событиях и приводят одни и те же слова Господа, почему их Евангелия и получили названия синонтических, Иоанново Евангелие сильно разнится от них своим содержанием, приводя речи Господа, о которых часто нет даже никакого упоминания в первых трех Евангелиях.
В отличие от первых 3-х Евангелий оно с древних времен именуется «духовным Евангелием».
Евангелие от Иоанна и начинается с изложением учения о Божестве Иисуса Христа и далее содержит целый ряд самых возвышенных речей Господа, в которых заключаются глубочайшие таинства веры, как например беседа с Никодимом о рождении свыше, беседа с самарянкой о воде живой, беседа о поклонении Богу духом и истиною, беседа о хлебе, сошедшем с небес, и особенно замечательная прощальная беседа с учениками на тайной вечере и заключительная «первосвященническая молитва» Господа. Евангелист Иоанн глубоко проник в тайны христианской любви, о которой он так полно говорит в своих трех соборных посланиях, где он учит двум основным заповедям Божиим: о любви к Богу и о любви к ближнему, почему его и называют ещё Апостолом любви.
Евангелист Иоанн повествует о деятельности Иисуса Христа в Иудее, а первые 3 Евангелия повествуют о деятельности Иисуса Христа в Галилее и вот это обстоятельство позволяет нам установить, какова была продолжительность общественного служения Господа и сколько лет Он прожил на земле.
Иисус Христос, проповедуя в Галилее, ходил в Иерусалим на все главнейшие праздники. Таких путешествий на праздник Пасхи по Евангелию Иоанна было всего три, а перед четвертой Пасхой Господь принял крестную смерть.
Из этого следует, что общественное служение Господа продолжалось около трех с половиной лет, а прожил Он на земле тридцать три с половиной года, ибо Он вышел на общественное служение, как свидетельствует евангелист Лука, 30-ти лет отроду: «Иисус, начиная Своё служение, был лет тридцати, и был, как думали, Сын Иосифов, Илиев» (Лук.3:23).
Евангелие Иоанна содержит 21 главу и начинается оно учением о «Слове», которое было в начале, а заканчивается явлением Воскресшего Господа ученикам при Геннисаретском море и восстановлением Апостола Петра в его апостольстве.
(Иван Матвеевич Шабалин, 1965г., г. Сан-Франциско, США)