Прежде чем продолжить беседу о царствовании царя Давида, начатую в беседе № 16, нужно привести на память одно очень важное событие из жизни еврейского народа, которое произошло во времена Судей дома израилева, а именно при священнике (он же и судья) Илии.
В те времена филистимляне напали на Израиль и нанесли ему серьезное поражение: на поле боя осталось около 4000 убитых евреев.
Военачальники предложили старейшинам для поднятия боеспособности народа принести в отряд Ковчег, хранившийся в Силоме, что и было сделано.
Но и присутствие Ковчега не принесло евреям военного успеха: израильтяне были разгромлены на голову, причем оба сына священника Илии – Офни и Финеес были убиты, а Ковчег был захвачен филистимлянами и взят в плен.
В филистимлянском плену Ковчег пробыл 7 месяцев в разных городах, причем в каждом городе, где пребывал Ковчег, на население обращались разные тяжелые поражения, и они продолжались так долго, пока Ковчег находился в городе и немедленно прекращались, как только Ковчег отсылался в другой город.
Для того же, чтоб окончательно освободиться от поражений, было решено Ковчег возвратить израильтянам, для чего по совету жрецов филистимляне сделали новую колесницу, на которую поставили Ковчег, впрягли пару молодых коров и направили колесницу по дороге в Израиль, куда Ковчег и прибыл на пол Иисуса Фефсимитянина. Оттуда, спустя некоторое время, Ковчег был передан в другой город в дом Аминадава, на холме, где Ковчег и находился до того дня, когда за ним пришел царь Давид для перенесения его в Иерусалим.
После этой краткой исторической справки начнем беседу о царстве царя Давида.
Царь Давид составил из отборных людей Израиля отряд силою в 30 000 человек и пошел с ним, чтоб перенести Ковчег Божий. И поставили Ковчег на новую колесницу и вывезли его из дома Аминодава, что на холме. Сыновья Аминадава – Оза и Ахио вели новую колесницу. А Давид и все сыны Израилевы играли перед Господом на всяких музыкальных орудиях, сделанных из кипарисового дерева и на цитрах, и на псалтирях, и на кимвалах. И когда дошли до гумна Нахонова, Оза простер руку свою к Ковчегу и взялся за него, ибо волны наклонили его.
Но Господь прогневался на Озу и поразил его там же за дерзновение, и умер он там у Ковчега. И опечалился Давид, что Господь поразил Озу. И устрашился Давид в тот день Господа и сказал: «Как войти ко мне Ковчегу Господню?»
И не захотел Давид везти Ковчег к себе, в город Давидов, а обратил его в дом Аведдара Гефянина. И оставался Ковчег в доме Аведдара Гефянина три месяца, и благословил Господь Аведдара и весь дом его.
Когда донесли Давиду, говоря: «Благословил Господь Аведдара и все, что было у него ради Ковчега», то пошел Давид и с торжеством перенес Ковчег из дома Аведдара в город Давидов.
И принесли Ковчег, и поставили его на своем месте, посреди скинии, которую устроил для него Давид. И принес Давид всесожжения пред Господом и жертвы мирные.
Когда царь жил в доме своем, и Господь его от всех окрестных врагов его, тогда царь сказал пророку Нафану: «Вот я живу в доме кедровом, а Ковчег находится под шатром». И сказал Нафан царю: «Все, что у тебя на сердце, иди и делай, ибо Господь с тобою».
Но в ту же ночь было слово Господа к Нафану: «Пойди, скажи рабу Моему Давиду: так говорит Господь: ты ли построишь дом для Моего обитания, когда Я не жил в доме с того времени, как вывел сынов израилевых из Египта и до сего дня, но переходил в шатре и скинии. И теперь так скажи рабу Моему Давиду: Когда же испонятся дни твои и ты почиешь с отцами твоими, то Я восставлю после тебя семя твое, которое произойдет из чресл твоих и упрочу царство его. Он построит дом имени Моему, и Я утвержу престол царства его навеки. Я буду ему Отцом, и он будет Мне сыном и, если он согрешит, Я накажу его жезлом мужей и ударами сынов человеческих, но милости Моей не отниму от него, как Я отнял от Саула, которого Я отверг пред лицом твоим. И будет непоколебим дом твой и царство твое навеки пред лицом Моим, и престол твой устоит во веки».
Все эти слова и все это видение Нафан пересказал Давиду. И царствовал Давид над всем Израилем, и творил Давид суд и правду над всем народом своим.
Ближайшими сотрудниками Давида по управлению народом израильским были: Иоав –начальник войска, Иосафат – дееписатель, Садок и Ахимелех – священники, Сераия – писец, Ванея – наместник над иноплеменниками и все сыновья Давида.
У царя Давида было много сыновей, и из всех их для продолжения беседы назовем лишь 2 имени, которые оказали заметное влияние на конец царствования Давида.
Из всех сыновей Давида самым красивым с большими волосами на голове был сын Авессалом, у которого была красавица сестра Фомарь.
Первенец Давида – сын Амнон – полюбил Фомарь, обманным путем завлек её в свой дом и обесчестил её. Фомарь возвратилась в дом брата своего, рассказала ему о своем бесчестии. Узнал об этом и Давид, но Амнон не понес за это никакого наказания, а Фомарь продолжала жить в одиночестве у своего брата Авессалома.
Через 2 года Авессалом во время стрижки овец устроил пир, на который пригласил Давида и всех сыновей его, в том числе и Амнона, обесчестившего его сестру Фомарь.
Давид отказался принять участие в этом пире, но дал согласие на поездку всех сыновей к Авессалому.
Во время пира Авессалом отдал распоряжение своим оруженосцам умертвить Амнона, что и было исполнено. После убийства Амнона Авессалом вынужден был бежать от царского гнева в Гессур, где и пробыл 3 года.
За это время Давид успокоился о смерти своего первенца, чем воспользовался начальник войска Иоав, который и устроил возвращение Авессалома в Иерусалим, но без права показываться на глаза царю.
Через 2 года Давид позвал Авессалома к себе и в знак примирения обнял его и поцеловал.
После примирения Авессалом стал принимать участие в управлении государственными делами, для чего выходил к воротам города, встречал идущих к царю с судебными делами и здесь же у ворот разрешал судебные споры, и тем завоевал доверие и любовь народа.
В то же время Авессалом завел у себя колесницы, лошадей, скороходов и в тайне стал готовиться к восстанию против царя, так как Давид после своего 40-летнего царствования уже подходил к предельному концу.
Однажды Авессалом спросил у царя разрешения пойти в Хеврон для принесения жертвы по обету. Получив разрешение, Авессалом взял с собою 200 человек своих приближенных и отправился в путь в Хеврон. По пути он разослал лазутчиков во все города, сказав: «Когда вы услышите звук трубы, то говорите: Авессалом воцарился в Хевроне».
Таким образом составился большой заговор, и народ стекался к Авессалому в Хеврон. И пришел вестник к Давиду и сказал: «Сердце израильтян уклонилось на сторону Авессалома».
И сказал Давид всем слугам своим, которые были при нем в Иерусалиме: «Встаньте, убежим, ибо не будет нам спасения от Авессалома».
И сказали слуги царя: «Во всем, что угодно господину нашему – царю, мы рабы его». И вышел царь и весь дом его пешком.
В то же время начальник войска Иоав организовал из иудеев отряд сопротивления и выступил против Авессалома, возглавлявшего восставших израильтян.
В Ефремовом лесу произошло кровопролитное сражение, в котором был убит Авессалом, и вместе с ним умерло и поднятое им восстание против царя Давида.
(Иван Матвеевич Шабалин, 1965г., г. Сан-Франциско, США)