Беседа №13

Первая книга царств начинается рождением и посвящением Богу пророка – прозорливца Самуила.

В детском возрасте мать Самуила – Анна – привела его в Силом и оставила служить Господу при священнике Илии. У священника Илии было два сына и оба негодные люди и, как записано: «они не знали Господа и долга священника к народу».

Отрок же Самуил более и более приходил в возраст и благоволение у Господа и у людей.

Однажды пришел человек Божий к Илии и за то, что он со своими сыновьями позорил звание священника, объявил от имени Господа: «Посему так говорит Господь Бог Израилев: «Я сказал тогда: дом твой и дом отца твоего будут ходить пред лицом Моим во век»; но теперь говорит Господь: «да будет так, ибо Я прославлю прославляющих Меня, а бесславящие Меня будут посрамлены. Вот наступают дни, в которые Я подсеку мышцу твою и мышцу дома твоего так, что не будет старца в доме твоем никогда, и ты будешь видеть бедствие жилища Моего, при всем том, что Господь благотворит Израилю и не будет умирать в средних летах.

И вот тебе знамение, которое последует с двумя сыновьями твоими, Офони и Финеесом: оба они умрут в один день. И поставлю Себе священника верного. Он будет поступать по сердцу Моему и по душе Моей, и дом его сделаю твердым, и он будет ходить пред помазанником Моим во все дни; и всякий оставшийся из дома твоего, придет кланяться ему из-за геры серебра и куска хлеба и скажет: причисли меня к какой-либо левитской должности, чтоб иметь пропитание».

В ночном видении Господь сказал Самуилу: вот Я сделаю дело и Израиле, о котором кто услышит, у того зазвенит в обоих ушах; в тот день Я исполню над Илией все то, что Я говорил о доме его; Я начну и окончу. Я объявил ему, что Я накажу дом его навеки за ту вину, что он знал, как сыновья его не чествуют и не обуздывал их; и посему клянусь дому Илии, что вина дома Илии не загладится ни жертвами, ни прошениями хлебными во век.

«И спал Самуил до утра, (и встал рано,) и отворил двери дома Господня; и боялся Самуил объявить видение сие Илию. Но Илий позвал Самуила и сказал: сын мой Самуил! Тот сказал: вот я! И сказал Илий: что сказано тебе? не скрой от меня; то и то сделает с тобою Бог, и ещё больше сделает, если ты утаишь от меня что-либо из всего того, что сказано тебе.

И объявил Самуил всё и не скрыл от него ничего. Тогда сказал (Илий): Он – Господь; что Ему угодно, то да сотворит.

И возрос Самуил, и Господь был с ним; и не осталось ни одного из слов Его не исполнившимися.

И узнал весь Израиль от Дана до Вирсавии, что Самуил удостоен быть пророком Господним.»

Илий же сделался очень стар, а сыновья его продолжали ходить беззаконным путем пред Господом.

Филистимляне выступили войной против Израиля.

Самуил обратился со словом ко всему народу.

В первом же сражении филистимляне поразили израильтян, и на поле боя осталось около 4000 убитых.

После этого поражения старейшины распорядились принести из Силома Ковчег Завета для того, чтобы поднять настроение бойцов и одержать победу над филистимлянами.

В происшедшем сражении израильтяне понесли жестокое поражение: было убито 30 000 пеших, а остальные разбежались по своим шатрам. В числе убитых оказались оба сына Илии – Офин и Финеес, а Ковчег Завета филистимляне взяли в плен.

Когда бежавшие с поля боя достигли Силома и объявили Илии о том, что его сыновья убиты, а Ковчег Завета взят в плен – Илий упал и умер.

Илий судил Израиль 40 лет.

Филистимляне взятый в плен Ковчег Завета отправили в Азот. В городе сразу же начались неизвестные до того болезни, появилось огромное количество мышей, наводивших  ужас на все население.

Азотяне решили – что эти наказания на них из-за Ковчега Завета, а потому, чтоб избавиться от наказани,я они решили отправить Ковчег в другой город, где с прибытием Ковчега начались те же лишения, что и в Азоте. Второй город отправил Ковчег в третий город, где повторилось то же, т.е. болезни и мыши.

Через 7 месяцев такого пребывания на филистимлянской земле  филистимляне решили возвратить Ковчег в Израиль, для чего в новую колесницу впрягали двух молодых коров, погрузили Ковчег и отправили его в пограничный городок Вефсамис.

Колесница с Ковчегом остановилась на поле Иисуса Вефсамитянина, где был большой камень.

Израильтяне, увидев Ковчег, очень обрадовались, сняли его с колесницы. Коров принесли в жертву, колесницу изрубили на дрова и сделали на всесожжение. Ковчег Завета отнесли на гору, в дом Аминодава, и сдали под охрану его сына Елеазара, где и прибывал Ковчег в продолжении 20-ти лет.

За это время Самуил провел ещё одну освободительную войну против филистимлян, освободил израильские города, установил мир, установил границу между филистимлянами и Израилем.

«Когда же состарился Самуил, то поставил сыновей своих судьями над Израилем.

Имя старшему сыну его  Иоиль, и имя второму сыну его Авия; они были судьями в Вирсавии.

Но сыновья его не ходили путями его, а уклонились в корысть и брали подарки и судили превратно. И собрались все старейшины Израиля, и пришли к Самуилу в Раму, и сказали ему: вот, ты состарился, а сыновья твои не ходят путями твоими; итак, поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов.

И не понравилось слово сие Самуилу, когда они сказали: дай нам царя, чтобы он судил нас. И молился Самуил Господу.

И сказал Господь Самуилу: послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними; как они поступали с того дня, в который Я вывел их из Египта, и до сего дня, оставляли Меня и служили иным богам, так поступают они и с тобою; итак, послушай голоса их; только представь им и объяви им царя, который будет царствовать над ними.

И пересказал Самуил все слова Господа народу, просящему у него Царя, и сказал: вот какие будут права царя, который будет царствовать над вами: сыновей ваших он возьмет и приставит к колесницам своим и сделает всадниками своими, и будут они бегать пред колесницами его; и поставит их у себя тысяченачальниками и пятидесятниками и, чтобы они возделывали поля его и жали хлеб его, и делали ему воинское оружие и колесничный прибор его; и дочерей ваших возьмет, чтоб они составляли масти, варили кушанье и пекли хлебы; и поля ваши и виноградные и масленичные сады ваши лучшие возьмет и отдаст слугам своим; и от посевов ваших и из виногадных садов ваших возьмет десятичную часть и отдаст евнухам своим; и рабов ваших и рабынь ваших, и юношей ваших лучших и ослов ваших возьмет и употребит на свои дела; от мелкого скота вашего возьмет десятую часть, и сами вы будете ему рабами; и восстенаете тогда от царя вашего, которого вы избрали себе, и не будет Господь отвечать вам тогда.

Но народ не согласился послушаться голоса Самуила и сказал: нет, пусть царь будет над нами, и мы будем, как прочие народы: будет судить нас царь наш, и ходить пред нами, и вести войны наши».

И выслушал Самуил все слова народа и пересказал их в слух Господу.

И сказал Господь Самуилу: послушай голоса их и поставь им царя. И сказал Самуил израильтянам: пойдите каждый в свой город».

(Иван Матвеевич Шабалин, 1965г., г. Сан-Франциско, США)