Христос в беседе с Никодимом ясно сказал: “Если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия” (Иоан. 3:3). Рождение свыше или рождение “от воды и Духа” некоторые верующие понимают весьма примитивно: родиться от воды – это значит принять водное крещение, а от Духа – это значит получить Духа Святого. А другие понимают этот вопрос еще более неправильно: родиться свыше – это значит получить духовное крещение, то есть заговорить иными языками. Но что же в действительности означает рождение свыше? Ответим на этот вопрос в свете Евангелия.
В Евангелии Слово Божие уподобляется воде, и притом воде живой, которую предлагал Христос самарянке. Следовательно, родиться от воды – это значит не крещение водяное принять, а родиться от Слова Божия. А от Духа родиться – это еще не значит принять полноту Духа Святого, ибо полноту Духа принимают уже рожденные свыше люди. Родиться от воды и Духа – это значит уверовать во Христа, как в Спасителя от грядущего возмездия за грехи. Родиться от воды и Духа – это значит родиться от Бога при нераздельном воздействии на сердце Слова Божьего и Духа Святого. Слово Божие и Дух Святой внушают человеку, что он грешник, и зовут его отдать сердце Христу, Который принял на Себя наказание за грехи его. Момент отдачи сердца Христу как Спасителю от суда и возмездия и является моментом рождения свыше.
Со дня рождения свыше верующий человек запечатлен Духом Святым, и с этого же дня он имеет жизнь вечную. Со дня рождения свыше, то есть со дня принятия Христа в наше сердце, мы становимся детьми Божиими: “А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые от Бога родились” (Иоан. 1:12-13). Можно было бы на этом поставить точку, но существующие среди верующих недопонимания вопроса о рождении свыше вынуждают нас рассмотреть его.
Когда совершилось рождение свыше первых учеников Христа, и совпадает ли оно с моментом их уверования и получения Святого Духа? Безусловно, этот вопрос стоит и должен стоять в центре нашего внимания, если мы искренне хотим быть учениками Христа. Приближение ко Христу, рождение свыше и дальнейший рост духовный у нас должны быть такими же, какими они были у первых учеников Христа. Проследим же внимательно путь развития духовной жизни первых учеников Христа.
Однажды, еще задолго до смерти Христа, выражая мнение свое и всех учеников Христа, Петр заявил: “Господи, к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни, и мы уверовали и познали, что Ты – Христос, Сын Бога живого” (Иоан. 6:68–69). Казалось бы, что с этого времени они и были уже верующими. Конечно, неверующими их назвать нельзя. Однако вера их была непостоянной, неустойчивой, неполноценной. Это ясно видно из следующих мест Священного Писания: Марк. 16:9-14; Лук. 24:17-26; Иоан. 20:24-29. Содержащееся в этих местах ясно говорит о том, какое у них было уверование, не считая грубых проявлений в их поведении и характере.
Даже в последнюю ночь, в которую Христос был предан, во время вечери среди них разгорелся спор о том, кто из них больше. Маловерие, а в отдельных случаях и неверие, грубые недостатки в личном характере были их спутниками в их неполноценной духовной жизни до самой смерти Господа. А уже после смерти и воскресения Христа апостол Петр пишет: “Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа… возродивший нас воскресением Господа нашего Иисуса Христа из мертвых к упованию живому” (1Петр. 1:3).
Значит, по-настоящему первые ученики Христа уверовали лишь после воскресения Христа из мертвых. А какая же вера у них была до воскресения Христа? Это была такая вера, которую имеет всякий близкий к Господу человек, но еще не отдавшийся Ему целиком. Таких верующих в нашем евангельском братстве называют приближенными. Такие люди порой верят, порой колеблются. Неверующими их назвать нельзя, но и полноценными верующими они не являются. Вот такое состояние было и учеников Христа до дня Его воскресения. Лишь в тот вечер, когда Сам Господь воскресший стал посреди них, их вера созрела окончательно. Теперь они не только думали, что Он Сын Божий, но были целиком и полностью уверены, “от всего сердца”, что это истинно так. Поэтому апостол Петр называет этот день возрождением (1Петр. 1:3). И не случайно то, что воскресший Господь, видя их сердечную полноценную веру, не замедлив, дунул и сказал: “Примите Духа Святого” (Иоан. 20:22).
Принятие Духа Святого произошло в момент настоящего полноценного уверования. Как апостолы, так и все истинные верующие в воскресшем Христе видят не великого пророка, а Сына Божия, Бога, явившегося во плоти. И поэтому “верующий в Сына Божьего имеет жизнь вечную”. Путь же, пройденный учениками Христа со дня их призвания до дня воскресения Господа и их возрождения, — это путь, которым проходит и всякий истинно верующий человек до своего возрождения, то есть до дня рождения свыше. Срок времени бывает различен: некоторые наши приближенные приходят к рождению свыше в течение короткого промежутка времени, а другие — через многие годы.
Подобные примеры мы видим и в Слове Божием: евнух, темничный страж пришли скоро, ученики же Господа и другие приближались гораздо дольше. Уверовать в один миг еще никому не удавалось. И чтобы сблизиться с Господом, как правило, требовалось и требуется время. Это такой внутренний процесс развития, который предшествует рождению свыше. Мы читаем в Слове Божием о Духе Святом: “Он с вами пребывает и в вас будет” (Иоан. 14:17). Так Христос сказал первым ученикам Своим. Пока ученики Христа были невозрожденными, то Дух Святой в лице Иисуса Христа был с ними, когда же вера их созрела, тогда Христос Духом Своим поселился в их сердцах. С этого момента Он уже не только с ними пребывал, Он и был в них.
Так бывает и с приближенными ко Христу людьми. Пока они посещают богослужения и постепенно утверждаются в вере, Дух Святой работает над ними и пребывает с ними, но не в них. Когда же они начинают твердо верить и открывают свои сердца перед Христом, то Он в Духе Святом входит в их сердца и пребывает уже не у дверей их сердца, а в самом сердце. С этого момента они становятся рожденными свыше или рожденными от Бога людьми; с этого момента они становятся детьми Божиими и наследниками вечной жизни; с этого момента они запечатлеваются Духом Святым; они освобождаются от суда за грехи. Рожденный свыше человек имеет радость в полученном спасении от суда, за которое он горит желанием благодарить Господа. Дух Святой побуждает такого человека идти путем освящения, то есть приобретать драгоценные качества характера Христа.
Обращаясь к народу на берегах реки Иордан, Иоанн Креститель сказал о Христе: “Я крещу вас в воде в покаяние; но Идущий за мною сильнее Меня; я недостоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем” (Матф. 3:11). Из слов Иоанна Крестителя мы видим, что Христос является Крестителем Духом Святым. Слово “креститель” – это древнерусское слово, и ему на греческом языке соответствует слово: “баптистос”. А слово “баптистос” в переводе на современный русский язык означает “погружатель”. Итак, Христос является погружателем в Духа Святого. Он крестит Духом Святым, то есть погружает в Дух Святой всех Своих верных последователей. Крещенный Духом Святым – это такой человек, сердце которого погружено в Дух Христа, пропитано Духом Христа.
Рождение свыше и запечатление Духом Святым — это первая (начальная) ступень крещения Духом Святым. Но на этом останавливаться нельзя. Крещение Духом Святым должно продолжаться. После первой ступени крещения Духом Святым (запечатления Духом Святым) должна начаться вторая ступень крещения Духом Святым (исполнение Духом Святым). Первые ученики Христа получили запечатление Духом Святым в день воскресения Христа, затем в день Пятидесятницы они получили обильное исполнение Духом Святым, которое им было необходимо для труда по созданию Церкви Христовой; и после дня Пятидесятницы они продолжали получать непрерывные исполнения (наполнения) Духом Святым. Бедность духовная: ограниченность в познаниях, несовершенство в поступках, неустойчивость в вере, в испытаниях, холодность и неэнергичность в труде для Господа и многие другие недостатки — все это говорит о том, что дело исполнения Духом Святым далеко не у всех нас находится на должной высоте. Такое положение бывает потому, что многие верующие не знают об исполнении Духом Святым так, как должно знать.
Что означает исполнение Духом Святым? Исполнение Духом Святым есть явление, имеющее большое сходство с явлением, которое называется запечатлением Духом Святым, и разница лишь в содержании: если при запечатлении уверовавший принимает залог Духа, то есть принимает лишь начаток Духа (первичное принятие в незначительной мере), то при исполнении Духом Святым совершается то, о чем мы читаем в Ефес. 3:13: “Исполниться всею полнотою Божиею”, то есть совершается принятие Духа Святого в обильной мере. Именно только при исполнении Святым Духом осуществляется написанное в 2 Тим. 3:17: “Да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен”. Разумеется, когда у учеников Господа в момент Его вознесения такой подготовленности еще не было, то Господь повелел им: “Не отлучайтесь из Иерусалима, доколе не облечетесь силою свыше” (Деян. Ап. 1:4).
У некоторых верующих существует неверное мнение о том, что Духа Святого человек получает только один раз в жизни, в момент обращения ко Христу. Не удивительно, что у таких верующих наблюдается застой в духовной жизни. Не ревнуя об исполнении Духом Святым, они не растут духовно, а остаются духовными младенцами.
Что необходимо для того, чтобы исполниться Духом Святым? Многие верующие на этот вопрос ответят не задумываясь: для исполнения Духом Святым нужна молитва, и только молитва.
Да, Христос сказал, что Отец Небесный даст Духа Святого всем просящим у Него. Однако и Слово Божие и сама жизнь поучают нас, что одной молитвой здесь ничего не добьешься. Об исполнении Духом Святым молятся многие верующие, но исполняются Духом Святым немногие из них. В чем же дело? Приведем такой пример: если сосуд заполнен водой, то для того, чтобы влить в него масло, надо из него сначала вылить воду. Другими словами, сосуд надо освободить от того, что его заполняет.
При уверовании человека во Христа сосуд сердца его, конечно, освобождается от многого неугодного Христу, но далеко не полностью: привычки, наклонности, желания и многое другое искореняется не в один день. В день нашего обращения ко Христу как к нашему Спасителю, то есть в день рождения свыше и запечатления Духом Святым, сосуд нашего сердца освобождается не полностью. Вот по этой-то причине он и наполняется не всей полнотой Духа, а получает лишь начаток Духа. Бог дал бы и больше, но мы не можем вместить, ибо для полноты Духа Божия нужно место в нашем сердце. А пока сосуд нашего сердца будет занимать то, о чем мы читаем в Ефес. 4:22-31, то все наши молитвы, в том числе и так называемые усиленные молитвы, останутся безрезультатными. Апостол Павел молился об ефесянах, чтобы они “исполнились всею полнотою Божией”, но чтобы это осуществилось, он и самих ефесян наставлял “отложить образ прежнего человека”, то есть освободить сосуды сердец от того, что занимало их.
Мы должны освобождать свои сердца от своего “я”, от угождения себе и т. д. Начаток Духа Святого, полученный нами в день запечатления Духом Святым, укрепляет нас в борьбе по очищению сердца нашего; а по мере очищения сердца мы получаем еще большее исполнение Духом Святым, еще большую силу свыше, которая помогает нам еще больше очищать наше сердце, приготовляя его таким образом к еще большему исполнению Духом Святым. Второе, пожалуй, не менее важное условие для исполнения Духом Святым можно найти в Деян. Ап. 4:23-31. Здесь мы видим факт, когда после непродолжительной, но единодушной молитвы исполнились все Духа Святого, хотя об исполнении Духом в их молитве не встречается ни одного слова. На первый взгляд, непонятно, почему они получили то, чего не просили. Подобное можно видеть и в Деян. Ап. 4:8; 13:9, когда исполнение Духом Святым происходило не по молитве. В чем же здесь дело?
Если мы внимательно проследим молитвы этих людей, то заметим, что они страстно желали трудиться для Бога, а если нужно, то и жизнь отдать за Него. Отсюда ясен вывод: Господь исполняет полнотою Духа Святого тех, кто посвящает себя всецело служению Богу. Если человек горит желанием отдать все свои силы на служение Христу, то Господь исполняет его Духом Святым независимо от того, просит ли этот человек в молитве своей “исполнения Духом Святым” или не просит. Но бывает и так, что человек просит об исполнении Духом Святым и не получает его. Просящего о Духе Святом Христос сравнивает с человеком, который пришел к другу своему попросить хлебов не лично для себя, но для того, чтобы накормить друга, зашедшего с дороги. Так и мы, если будем просить полноты Духа Святого и силу свыше не для своих личных целей, а для того, чтобы накормить своих друзей, “алчущих и жаждущих правды”, то Господь никогда не откажет нам в нашей просьбе, но изольет в наши сердца, то есть, в наш внутренний духовный мир, полноту Духа Святого. Порой встречаются такие верующие, которые хотели бы иметь побольше силы от Бога, но не столько для служения Христу, сколько для того, чтобы превзойти других служителей, возвыситься над многими другими верующими и затем с тщеславием любоваться своей собственной персоной. Могут ли получить просимое те, которые просят для своих вожделений? Итак, чтобы исполниться Духом Святым, нужно очищать сосуд своего сердца, всецело посвящать себя Христу и иметь с Ним тесную молитвенную связь.
Хочется сказать несколько слов о так называемой усиленной молитве. Среди сравнительно небольшой части верующих распространился один из видов молитвы, который назван “усиленной молитвой”. Этот метод молитвы практикуется исключительно в том случае, когда нужно выпросить у Бога Духа Святого или, как говорят таковые верующие, получить крещение Духом Святым. Основной чертой такой молитвы является неотступность. В основание таких усиленных молитв эти верующие берут притчу Христа (Лук. 11:5-13), где Христос рассказывает об одном очень недобром человеке. К этому человеку в дверь постучал его сосед с просьбой: “Друг, дай мне взаймы три хлеба, ибо друг мой с дороги зашел ко мне, и мне нечего предложить ему”. Но этот человек, будучи бессердечным, грубым, неспособным сочувствовать нужде ближних, невзирая на просьбу соседа, не захотел подняться с постели. И нуждающийся сосед решил неотступно стучать и повторять свою просьбу, и своей неотступностью он донял этого человека; тот встал с постели и дал просимое, подобно тому как в другой притче Христа судья неправедный удовлетворил просьбу вдовы, чтобы она перестала докучать ему (Лук. 1:1-8). И сделал он это не по доброте своей, а только потому, что ему надоели. Вот таким приступом этот нуждающийся брал своего соседа.
Точно так же некоторые верующие пытаются у Бога добиться крещения Духом Святым, называя этот приступ к Богу усиленной молитвой. Делающие это не понимают, что если они к Богу применяют такой же способ, какой нужно было применять к черствому, бездушному соседу, или к судье неправедному, то этим они и Бога уподобляют упомянутым личностям и оскорбляют Его. Хотя Христос подробно не описывает того человека, у которого просили хлеба, но один только прием просьбы, которым приходилось упрашивать его, сам собою рисует перед нами характеристику этого человека. И если некоторые верующие подобный прием применяют к Богу, то какую же они этим самым дают ужасную характеристику своему Господу. Неужели Христос этими Своими притчами хотел научить нас, что Бог на обычную просьбу не отвечает, и поэтому нужно неотступным докучанием довести Его до того, что Он, дабы только отмахнуться от нас, вынужден будет дать просимое?
Однако некоторые из нас могут оставаться в недоумении относительно того, что хотел сказать Христос, когда приводил в пример того “друга”, который не сразу помог соседу своему. Христос приводит сопоставление друга, отца и Бога. И как отец к сыну уже несравненно более чуток, чем друг к своему другу, то тем более Отец Небесный несравненно более чуток к молящимся детям Своим, чем любой самый хороший земной отец бывает чуток к просьбам своих детей. Своей жизнью Христос хотел раскрыть как можно яснее доброту Отца Небесного и дать нам основание верить, что Его доброта превосходит доброту и друзей, и отцов земных. Но если найдутся среди нас несогласные с таким толкованием, то я таковым хотел бы задать вопрос: а видели ли вы где-нибудь на страницах Евангелия, чтобы кто-либо молился Богу, подобно тому как тот друг просил у своего соседа хлеба взаймы? Сам Христос в саду Гефсиманском усиленно молился, но была ли эта молитва похожей чем-нибудь на просьбу того человека, которого Христос изобразил в Своей притче? Разве применял Христос неотступность в Своей молитве? И не прибавил ли Он слова: “…впрочем не как Я хочу, а как Ты”?
Значительная часть верующих событие, совершившееся в день Пятидесятницы, считает моментом сошествия Святого Духа на апостолов, что именно в этот день исполнилось все то, что говорил Христос о Духе Святом; эти верующие думают, что до дня Пятидесятницы первые ученики Христа вообще не имели Духа Святого. А некоторые верующие утверждают, что принятие Духа Святого обязательно должно сопровождаться говорением на иных языках, ибо апостолы в день Пятидесятницы, приняв Духа Святого, заговорили иными языками. Постараемся же тщательно исследовать этот вопрос с разных сторон. Что пережили и что произошло с апостолами в этот день? Хотя довольно многие верующие думают, что апостолы в этот день впервые приняли Духа Святого, однако в Слове Божием мы читаем: “И исполнились все Духа Святого” (Деян. Ап. 2:4). Правда, многие верующие, ввиду отсутствия углубленности в Слово Божие, считают, что между понятиями “первичное принятие Духа Святого” и “исполнение Духом Святым” нет никакой разницы. Но мы снова должны сказать, что первичное принятие Духа Святого совершается в момент отдачи сердца Христу, когда человек рождается свыше, становится чадом Божиим, наследником вечной жизни и запечатлевается Духом Святым. Во время этого первичного принятия Духа Святого человек получает залог или задаток Духа, а затем Дух Святой побуждает его стремиться к исполнению Духом Святым, то есть к еще большему наполнению Духом Святым.
Следовательно, исполняться Духом Святым могут те, которые уже имеют Духа Святого в своих сердцах, но еще не в полноте. Об исполнении Духом Святым мы читаем и в Деян. Ап. 4:23-31. Разве те верующие, о которых идет речь в этом месте Слова Божия, не имели Духа Святого до этого исполнения Им? Ведь это была живая Церковь Христа, все члены которой имели Духа Святого и были запечатлены Им, а на этот раз они исполнились тем, чего не хватало им. Исполнившись Духом Святым, они стали говорить Слово Божие с дерзновением, то есть смело, безбоязненно. И если здесь об исполнившихся Духом Святым мы не можем думать, что до этого момента они не имели Духа Святого, то как же мы можем думать, что апостолы до дня Пятидесятницы не имели Духа Святого? Таких оснований нет, тем более что в первый же день Своего воскресения Христос, явившись им, Сам дунул и сказал: “Примите Духа Святого” (Иоан. 20, 22).
Для лучшего уяснения разницы между тем, что значит принять Духа Святого или исполниться Им, обратим внимание на некоторые места Священного Писания, где описываются события, когда Духа Святого принимали впервые, и когда исполнялись им те люди, которые Его уже имели.
В Слове Божием описание этих событий никак не смешивается: первичное принятие Духа Святого никогда не называется исполнением, а исполнение никогда не называется принятием. Итак, проследим эти места Священного Писания. Вот места, в которых говорится о принятии Духа Святого впервые: “Примите Духа Святого” (Иоан. 20:22); “Приняли Духа Святого” (Деян. Ап. 8:17); “Нисшел на них Дух Святой” (Деян. Ап. 19:6); “Дух Святой сошел” (Деян. Ап. 10:44). А вот места, в которых говорится об исполнении Духом Святым тех людей, которые Его уже имели: “И исполнились все Духа Святого” (Деян. Ап. 2;4); “Тогда Петр, исполнившись Духа Святого” (Деян. Ап. 4;8); “И исполнились все Духа Святого” (Деян. Ап. 4:31); “Павел, исполнившись Духа Святого” (Деян. Ап. 3:52).
Мы видим, что Слово Божие не допускает никакой путаницы в этом вопросе: где Духа Святого принимали впервые, там это на страницах Слова Божьего выражается словами: “примите”, “приняли”, “сошел”, “нисшел”, но там, где происходило исполнение (наполнение) Духом Святым тех людей, которые Его уже имели, употребляется слово “исполнились”. Чтобы еще яснее уяснить этот вопрос, приведем такой пример. Человеку представляется возможность воспользоваться некоторой суммой денег. Однако, вначале ему выдается лишь небольшая часть их, а со временем он должен получить всю сумму полностью. Некоторые верующие спрашивают: а разве исполнение Духом Святым не есть получение Духа Святого? Конечно, и запечатление Духом есть принятие Духа, и исполнение Духом тоже есть принятие Духа Святого, но в какой мере? При первичном принятии Духа Святого, то есть при запечатлении Духом Святым, мы, образно говоря, принимаем лишь часть суммы, а при дальнейшем исполнении Духом Святым мы должны получить всю сумму сполна. Найдется ли в мире такой человек, который бы получил небольшую часть суммы, а от всей остальной суммы отказался бы? Но, к сожалению, в духовной жизни так бывает. Многие верующие получили небольшую часть Духа Святого, но не стремятся исполниться всею Его полнотой, и не потому, что не хотят ее получить, а потому, что не знают о ее существовании и даже спорят и отрицают ее существование. Эти верующие сами живут бедно в духовном отношении и других пытаются удержать в такой бедноте.
Теперь посмотрим, что пережили апостолы в день иудейского праздника Пятидесятницы. Мы уже говорили, что они исполнились Духа Святого. В день Пятидесятницы совершилось над ними обещанное Христом крещение Духом Святым (Деян. Ап. 1:5). Крещение – это значит погружение. Если мы погружаем сосуд в воду, то он наполняется водой. Если наше сердце, то есть наш внутренний человек, получает крещение Духом Святым, то есть погружается в Духа Святого, то оно наполняется (исполняется) Духом Святым. Следовательно, исполнение Духом Святым – это и есть крещение Духом Святым; начинается это крещение с момента запечатления Духом Святым (первичного принятия Духа Святого) и совершается в полной мере во время обильных исполнений Духом Святым.
В том, что в день Пятидесятницы апостолы получили крещение Духом Святым, у верующих нет никаких разномыслий, но в вопросе, в чем это крещение заключалось, существуют серьезные разномыслия. Возьмем, к примеру, водное крещение. Вот мы видим, как человек, принимающий крещение, погружается в воду. Люди, смотрящие поверхностно на это событие, обратят прежде всего внимание на то, что в момент крещения он был погружен в воду и вышел из воды таким, что ни одной нитки на нем сухой не осталось. А кто смотрит глубже, тот на это даже внимание не обратит, а обратит внимание на то, с какой искренностью человек давал обещание Богу верно служить Ему, какой радостью заблестели глаза крещаемого, какой божественный мир отобразился на его лице. Вот какие неодинаковые впечатления могут быть об одном и том же человеке, когда над ним совершается одно и то же действие.
Так и мы, верующие, смотрим на апостолов в момент их крещения Духом Святым, и не у всех нас складывается одинаковое впечатление: одним из нас бросается в глаза, что на них “почили языки, как бы огненные”, и что они “начали говорить на иных языках”, а другим из нас в глаза бросается как раз другое, гораздо менее заметное: исполнились Святого Духа и облеклись силою свыше. Некогда робкие, сидящие при закрытых дверях, они более не остаются в таком положении, из уст простых рыбаков льется могучая речь о великих делах Божиих. А как они изменились после такого обильного излияния Духа Святого в их сердца: какая удивительная перемена произошла в их характере, в их отношении к людям и друг к другу, и во взглядах на жизнь. Итак, взирая на апостолов, получающих крещение Духом Святым, верующие имеют неодинаковые мнения: одним бросается в глаза более заметное, а другим менее заметное, но более глубокое; одни утверждают, что крещение Духом Святым заключалось в том, что апостолы “начали говорить на иных языках”, другие же душою и сердцем считают, что главная суть крещения Духом Святым состоит в том, что человек пережил неописуемую перемену своего характера, и эта перемена сказалась и в служении Христу, и в личной жизни.
Поскольку апостолы в день Пятидесятницы заговорили на иных языках, нам придется поговорить и о роли иных языков. Это нужно сделать, тем более, что мы иногда встречаемся с такими верующими, которые уверяют, что только человек, заговоривший на иных языках, имеет истинное крещение Духом Святым.
Прежде всего, поставим перед собой такой вопрос: для какой цели апостолам был дан в день Пятидесятницы дар “иных языков”, и является ли говорение иными языками неотъемлемой частью крещения Духом Святым, или это имело лишь частный характер по отношению к самому крещению? Чтобы уяснить этот вопрос, приведем два примера крещения Духом Святым, так ярко выделяющихся на страницах Слова Божьего. Приведем их дословно: “И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать” (Деян. Ап. 2:3-4); “И по молитве их поколебалось место, где они были собраны, и исполнились все Духа Святого и говорили Слово Божие с дерзновением” (Деян. Ап. 4:31).
Первое место говорит об апостолах, когда они были крещены Духом Святым в день Пятидесятницы, а второе место говорит о первых верующих, которые присоединились к апостолам, и через некоторое время также были крещены Духом Святым, исполнившись Им. В этот момент крещения Духом Святым они пережили то же, что и апостолы в день Пятидесятницы, однако с некоторыми особенностями. Как и апостолы, они все исполнились Духа Святого, но если апостолам явились “языки как бы огненные”, то здесь поколебалось место; и если апостолы, исполнившись Духом Святым, стали говорить Слово Божие на иных языках, то эти верующие, исполнившись Духом Святым, стали говорить Слово Божие с дерзновением (с бесстрашием); а об иных языках в этом случае не сказано ни единого слова, из чего можно заключить, что в данном случае крещение Духом Святым не сопровождалось говорением иными языками.
Чем же вызвана такая разница – не в самом процессе крещения (исполнения) Духом Святым, а в том, что они делали после крещения? Конечно, вызвано это было только обстановкой. Апостолы получили крещение Духом Святым и заговорили иными языками в день Пятидесятницы. А что это был за праздник – Пятидесятница? Это был великий праздник иудейского народа. Израильский народ под предводительством пророка Моисея вышел из египетского плена и через пустыню Аравийскую пошел в землю обетованную. И вот, на пятидесятый день после освобождения из рабства, в пустыне у горы Сипай Господь дал израильскому народу через пророка Моисея заповеди. В честь этого события и был установлен праздник Пятидесятницы. Праздник Пятидесятницы отмечался через пятьдесят дней после праздника Пасхи. Праздник Пасхи установлен в честь освобождения израильтян из плена, а праздник Пятидесятницы – в честь получения закона Божия через пятьдесят дней после освобождения из плена. В день иудейского праздника Пасхи наш Господь Иисус Христос воскрес из мертвых, а через пятьдесят дней после Своего воскресения, в день праздника Пятидесятницы, крестил Своих апостолов Духом Святым. В день праздника Пятидесятницы, так же, как и в день Пасхи, в Иерусалим съезжались люди, исповедовавшие иудейскую религию, из всех стран тогдашнего мира. И многие из них не знали еврейского языка, а говорили на языках тех народностей, среди которых они жили.
Как мы видим из Книги Деяний Апостолов, в этот день в Иерусалим собрались люди, говорящие на пятнадцати наречиях. Вот почему Господь в этот день наделил апостолов даром иных языков. Исполнившись Духом Святым, апостолы стали на этих пятнадцати наречиях проповедовать всем собравшимся в Иерусалиме людям о Христе распятом и воскресшем. Дар иных языков апостолам был крайне необходим, иначе проповедь апостольская была бы доступна только иудеям, проживающим в Иудее. Бог сотворил чудо, и каждый, кто пришел в этот день в Иерусалим, услышал благую весть о Христе на своем родном языке. Иные языки в день Пятидесятницы выполнили великую миссию.
Мы не должны впадать в такую ошибку, в которую впали фарисеи, о которых метко сказал Христос, что они золото, украшавшее храм, считали большей святыней, чем сам храм (Матф. 23:16-17). Не меньшую ошибку допускают и те верующие, которые думают, что иные языки у апостолов бóльшая святыня, нежели то слово, которое передавалось на этих языках, склоняя людей к покаянию. Вся суть не в иных языках, а в том, что говорилось о силе Духа Святого на этих языках. Обратим внимание и на такую деталь. Когда апостолы заговорили на иных языках, то враги Христа стали говорить о них, что они напились сладкого вина. Опровергая эту клевету, апостол Петр сказал: “Они не пьяны”. При этом ап. Петр не сказал: “Мы не пьяны”, а сказал: “они”. Значит, Петра в этом не обвиняли, а обвиняли других апостолов.
Видимо, апостол Петр не говорил на ином языке, а проповедовал о Христе на чистом иудейском языке, в то время как другие апостолы заговорили на иных наречиях. Из этого можно сделать заключение, что в день Пятидесятницы апостол Петр иными языками не говорил, хотя Духом Святым он исполнился нисколько не меньше, чем другие апостолы. Теперь посмотрим на другой пример крещения Духом Святым (Деян. Ап. 4:31). Там тоже все исполнились Духа Святого, однако об иных языках не говорится ни слова по той простой причине, что в той обстановке иные языки не были нужны, там все верующие хорошо говорили на еврейском языке, и они, исполнившись Духа Святого, на своем родном языке стали говорить Слово Божие с дерзновением.
Итак, сделаем для себя вывод: когда совершалось действительное крещение Духом Святым, то иными языками говорили только там, где на это была прямая необходимость, и говорили только те, кому это было необходимо. Следовательно, мы не имеем права считать говорение иными языками неотъемлемой частью крещения Духом Святым.
“Исполняйтесь Духом” (Еф. 5:18) – такой призыв направляет к нам Слово Божие. Этот призыв относится ко всем нам, верующим, независимо от нашего стажа в вере, занимаемого положения в церкви и выполняемого служения. Уровень духовной жизни верующего в корне зависит от того, в какой мере верующий наполнен Духом Святым. Многие верующие, к сожалению, влачат очень жалкое в духовном отношении существование; не исполняются Духом Святым, не пользуются тем великим богатством, которое им предлагает Господь.
Есть три основные причины, которые препятствуют многим верующим исполняться Духом Святым, но эти причины легко устранить, если верующий правильно все поймет.
- Многие верующие имеют неправильное понимание таких вопросов, как запечатление и исполнение Духом Святым. Они думают, что в сердце человека Дух Святой изливается только один раз в жизни – в момент отдачи сердца Христу. Приняв Христа в сердце, они на этом успокаиваются.
- Некоторые верующие думают, что исполняться Духом Святым нужно только проповедникам, пресвитерам – для их особого служения в церкви. Сами же эти верующие не стремятся к исполнению Духом Святым.
- Некоторые верующие стремятся к исполнению Духом Святым, но признаком исполнения считают говорение иными языками. Усиленными изнурительными постами и нервными молитвами они нередко доводят себя до того, что действительно начинают говорить что-то непонятное, считая это признаком исполнения Духом Святым.
Все мы должны ясно понимать, что каждый верующий должен стремиться к исполнению Духом Святым и что признаком такого исполнения является наша жизнь, посвященная Христу, наш характер, похожий на характер Христа. Каждый из нас похож на наполненный сосуд, который, будучи выставлен на солнце, скоро испаряет свое содержимое, если не наполнять его. Под тяжестью жизненных переживаний в борьбе с искушениями запас духовных сил, полученный при уверовании, скоро истощается. И если человек не исполняется Духом Святым, – значит, имевшиеся силы расходуются, а новые не пополняются, и наступает духовное бессилие. В результате такого бессилия вместо плодов Духа (Гал. 5:22-23) все заметнее начинают проявляться дела плоти. Вместо жизни по духу – жизнь по плоти, вместо роста духовного – застой. Вспомним о пяти немудрых девах в притче Христа. В сосудах их сердечных светильников не оказалось “масла” – Духа Святого, потому что они не исполнялись Духом Святым. Будем же подобны пяти мудрым девам, которые с горящими светильниками своих сердец ожидали небесного Жениха души своей.
В. С.