Статья Я. Абрамова из журнала “Живописная Россия” №№ 23 и 24 1905 г.
(Перепечатано из журнала «Вестник ДХМ» – январь 1935г.)
Южная полоса центральной России издавна служила очагом возникновения и распространения крайне разнообразных сект и раскольничьих толков. Калужская губерния долго почти исключительно поставляла попов для рассеянных по всей России общин раскольников-поповцев; Орловская, Калужская и Тамбовская — были издавна гнездилищем хлыстовской секты, и здесь же впервые появилось скопчество; в Тамбовской губернии возникло молоканство и его отпрыски; в Калужской губернии возникли секты охохонцев и поцелуек, и т. д. Словом, здесь как бы хранится таинственная лаборатория, производящая самые дикие идеи наряду с самыми рациональными и создающая наряду с изуверами-скопцами рационалистов-молокан.
Время возникновения духоборчества относится к середине прошлого столетия (18-го), молоканство возникло несколько позднее. Место первоначального появления духоборцев, за отсутствием исторических данных, а также личность основателя секты точно определены быть не могут; можно только с вероятностью предположить, что секта духоборцев возникла именно в Тамбовской губернии.
Некоторые (напр., проф. Новицкий) желают видеть в возникновении духоборства влияние западно-европейского квакерства, но мнение это не выдерживает критики и не опирается ни на один исторический факт, так что духоборчество, как и молоканство могут быть признаны вполне самобытным явлением. Относительно молоканства достоверно известно, что оно явилось впервые в Тамбовской губернии, и что начало ему было положено деревенским портным Семеном Уклеиным. Отрицательное отношение молокан и духоборцев к церкви, отвержение ими всей обрядовой стороны религии, а также одинаковый образ жизни подали повод правительству и народу смешивать эти две секты и считать их за одну. Народ и доселе во многих местах называет безразлично тех и других сектантов «молоканами», обозначая тем же именем и многие новейшие секты. Правительство также долго называло представителей обеих сект безразлично то молоканами, то духоборцами и принимало по отношению к ним одинаковые меры. Обе секты, тотчас же по своем возникновении, стали быстро распространяться, и к началу прошлого столетия духоборство было распространено по всему югу России, а на севере поднималось вплоть до Новгородской губернии, молоканство из Тамбовской губернии перешло в соседние Рязанскую, Пензенскую, Саратовскую и Воронежскую, проникло далее в Симбирскую и Самарскую, спустилось в Астраханскую губернию, на Дон и на Северный Кавказ.
Сначала о существовании и распространении новых сект не знали даже ближайшие к народу власти, светские и духовные, и потому сектанты были свободны от преследований. Но уже с 1779 года правительство обращает внимание на распространение новых сект и начинает преследовать их приверженцев. Такие преследования усилились к концу царствования Екатерины II и особенно стали жестокими с вступлением на престол Павла. Сектантов ссылали на фортификационные работы в Азов, в Ригу, на о. Эзель, в финляндские крепости, на Соловецкие острова, в Екатеринбург в рудники и в Сибирь; их беспощадно секли, клеймили, рвали им ноздри. Известный Лопухин писал в 1801 году по поводу гонений на духоборцев, которых он не отличал еще от молокан, следующее: «Никакая секта до того времени не была столь строго преследуема как духоборцы, конечно не потому только, что они всех вреднее. Разными образами истязали их, целыми семействами ссылали в тяжкие работы, заключали в самые жестокие темницы. Некоторые из них сидели в таких, где ни стоять во весь рост, ни лежать протянувшись нельзя было. Это мне сказывал, хвалясь своим распоряжением, один из начальников тех мест, в коих они содержались. Всякий генерал-прокурор вследствие губернаторских представлений объявлял именной указ о ссылке их целыми семействами в разные места на поселение и на каторгу, и сослано их таким образом не одно сто». И действительно, дело дошло до того, что стоило только быть уличенным в принадлежности к гонимым сектам, чтоб быть отправленным на каторгу. Распространение сект этими жестокими гонениями не останавливалось. Сектанты то и дело открывались и притом на различных концах России: то в Архангельске, то в Херсонской губернии, то в Тверской, то на Кавказе.
Со вступлением на престол Александра I, отношение высшего правительства к новым сектантам резко изменилось. Помимо общего либерального направления политики первой половины царствования Александра I и его личной терпимости, духоборцы и молокане улучшением своего положения в значительной мере обязаны вышеупомянутому Лопухину, сенатору и доверенному лицу Александра. Командированный государем для обозрения Слободско – Украинской губернии, Лопухин познакомился здесь с духоборцами, при самых печальных условиях для последних. Не задолго перед тем, при самом вступлении на престол Александра I, высочайшим указом освобождено было множество духоборцев и молокан из Сибири, при чем было повелено водворить их на родине и оставить в покое. Согласно с этим повелением, харьковские духоборцы возвратились из ссылки в августе 1801 г. Тотчас же, вопреки высочайшему повелению, к ним были отправлены для «увещевания» два священника и заседатель земского суда с командою.
Эти «увещатели» совершенно ожесточили разоренных, полуголодных духоборцев, не успевших еще устроиться на пепелищах своих прежних жилищ. Произошел «бунт»? состоявший в том, что духоборцы, не признающие никаких обрядов, на вопрос о том, что они думают о коронации, не дали удовлетворительного ответа, а на вопрос о том, будут ли платить подати и давать рекрутов, отвечали: «мы нищие: чем нам платить подати! какие от нас рекруты? Остался старой, да малой, да изувеченный. Мы прежде служили государю, как и другие, а теперь, власть его, мы не можем». Как ни оригинален был этот «бунт», но местные власти взглянули на него в всерьез и начали принимать надлежащие меры. Однако, Лопухин и его товарищ, сенатор Мелединский-Мелецкий, узнав, в чем дело, остановили пыл ревнительных властей и приказали, чтобы «весь этот мнимый бунт приписан был недоумению и неискусству увещателей, чтобы всякое следствие и розыск были тотчас пресечены, чтобы по этому делу никому не было чинено стеснения и если кто взят под стражу, то немедленно был бы освобожден». Вместе с тем сенаторы донесли обо всем государю. Последний, одобрив распоряжение сенаторов, благодарил их и, в изданном по этому случаю указе, выразил мысль, что для того, чтобы сектанты «лучше почувствовали обязанности их к правительству, прежде всего нужно было бы дать им самим приметить, что оно об них печется», чего достигнуть император и поручал слободско-украинскому губернатору. Между тем распространившиеся слухи о человечности сенаторов собрали к ним духоборцев как харьковских, так и из Екатеринославской губернии. В это-то время Лопухин лично ознакомился с духоборцами и вынес самое лестное мнение о них.
Между прочим, духоборцы выразили Лопухину мысль о том, что распоряжение высшего правительства нe спасут их от притеснений мелких властей, и что, для избежания этого они желали бы особое поселение, где бы они могли жить отдельно от православных.
Желание это было оформлено в прошении, поданном духоборцами сенатором, и последние сделали в этом смысле представление императору. В ответ на это последовал указ об отводе для поселения духоборцев местности по р. Молочной, Мелитопольском уезде, Таврической губернии.
Опасения духоборцев о возможности преследований со стороны низших властей, вопреки распоряжениям высшего правительства, оправдались в самом непродолжительном времени. В начале 1803 года тамбовский губернатор доносил государю об открытии духоборцев в пределах вверенной ему губернии; в изданном по этому поводу указе государь рекомендовал относиться к духоборцам возможно осторожнее, не стеснять и не отягощать их ничем, не судить и не обвинять их «по единому смыслу их ереси». Но через несколько же времени по получении этого в высшей степени гуманного указа, в той же Тамбовской губернии заседатель Фон-Меник, обобравши всячески духоборцев, несколько из них засек до смерти, и когда началось по этому делу следствие, то оказалось, что «наказание духоборцам дано соразмерное и умерли духоборцы, вероятно, от ядопринятия (чтобы, значит, своею смертью подвести под суд заседателя!), от какого могли произойти и сине-багровые пятна и иные знаки на спине и животе наказанных». Дело это кончилось тем, что оставшихся в живых духоборцев, еще раз посекли и затем сослали в Кольский уезд Архангельской губернии. Неудивительно, что от таких порядков духоборцы и молокане массами устремились на Молочные воды, где они надеялись найти хоть некоторый покой.
Переселяться на Молочные воды сначала предоставлялось всем желающим молоканам и духоборцам. На каждую переселившуюся душу отводилось по 15 дес. земли. Переселенцам предоставлялись разные льготы: так, они освобождались на пять лет от податей; на подъем выдавалось каждому семейству по 100 рублей, при чем уплата их рассрочивалась на 30 лет. Впрочем, эти льготы предоставлялись лишь первым переселенцам, а последующие пользовались только двухлетней льготой от податей. Указом о переселении воспользовались прежде всего духоборцы. Затем, когда прибыли партии молокан, духоборцы не захотели принять их в свои общества, и тогда-то правительство узнало, что дотоле оно принимало две секты за одну. Молоканам были отведены земли отдельно от духоборцев, в некотором расстоянии от них. В последующие годы прибывали новые партии переселенцев, хотя правительство ставило уже ограничения и препятствия этой иммиграции, а в 1824 прямым запрещением положило ей конец. Духоборцы, сравнительно мало распространенные, почти все перебрались на Молочные воды, тогда как молокане, гораздо более распространенные, могли выделить лишь часть общего числа членов секты. К концу царствования Александра I на Молочных водах было более 15 деревень, населенных сектантами, и общее число их здесь превышало 20 тыс. человек.
Между тем, в то время как молокане и духоборцы отовсюду собирались на Молочные воды, в других местах преследования против них продолжались по-прежнему. Одним из указов Александра I, очень либеральным вообще, определялось, что сектанты могут быть преследуемы только в случае „явных соблазнов» и притом «по законам на нарушителей общего благочиния поставленным». Но при желании под категорию «явнаго соблазна и нарушения общаго благочиния» можно было подвести все, что угодно. Заспорил молоканин с православным о вере — вот уже и есть «явный соблазн»; собрались духоборцы и запели свои псалмы—соблазн еще явнее. И вот мы видим, что в течении всего либерального царствования Александра I идут беспрерывные суды над духоборцами и молоканами, ссылки в Соловецкий монастырь, в Колу, в Сибирь, ссылки на каторжные работы, отдача в солдаты, наказания кнутами и т.д. И все это за то, что «начали открыто рассевать свое учение», что «неоднократно повторяли, что беседуют с Богом», что «произвели возмутительные действия явным разглашением своих толков», словом за то, что «производили явный соблазн». От этих преследований духоборцы и молокане разбегались во все стороны: одни из них стремились, как мы видели, на Молочные воды; другие переселялись на Кавказ, где духоборцы поселились в Елисаветпольской губернии, а молокане в Елисаветпольской, Тифлиской и Бакинской, и на северном Кавказе — в Терской и Кубанской областях; некоторое количество духоборцев переселилось в Сибирь; еще больше отправилось туда молокан, которые впоследствии осели на Амуре. Наконец, однажды духоборцы сделали попытку заселить своими единоверцами устья Дуная. Именно в 1811 г. два поверенных от духоборцев Рязанской, Тамбовской, Воронежской, Саратовской, Астраханской и Оренбургской губ., всего от 4000 душ мужского пола, подавали прошение о дозволении поселиться на завоеванных тогда у Порты устьях Дуная. Местность эта была давно известна духоборцам, так-так сюда бежали многие из них от гонений при императоре Павле и впоследствии возвратились на родину. Ходатайство духоборцев, однако, было отклонено.
На Молочных водах сектантам сначала жилось не дурно. Хозяйство их было в очень цветущем состоянии, благодаря обилию земли, трудолюбию и восприимчивости к сельскохозяйственным усовершенствованиям. Земли приходилось на каждую душу более, чем по пятнадцати десятин. Недалеко от сектантов жили менониты-колонисты, и духоборцы и молокане переняли от своих хозяев много полезных сельскохозяйственных сведений. У немцев же они переняли костюм и способ постройки домов. У духоборцев ко всем этим благоприятным условиям присоединилось еще то обстоятельство, что первое время они вели все полевое хозяйство общими силами всей общины. Благодаря всему этому молочанские сектанты скоро разбогатели, развели многочисленные стада скота и в особенности овец, покрыли степь красивыми деревьями и цветущими нивами и вообще обратили пустынный дотоле край в один из уютнейших уголков России, благодаря взаимопомощи и устройству запасных магазинов, они могли безбоязненно переносить временные бедствия, вроде засух и неурожаев.
Кроме земледелия, они занимались и другими отраслями промышленности, например, производством шерстяных поясов, шапок и т. п.. У духоборцев, в их главном селении был выстроен сиротский дом, в котором призревались бедные, престарелые и сирые.
Нравственность сектантов, по отзывам всех официальных лиц, посещавших молочанские поселения, была примерная. По отношению к правительству они являлись исправными плательщиками податей и повинностей и обнаруживали полную покорность.
Казалось бы, все условия благоприятствовали дальнейшему процветанию сектантской колонии. В действительности, однако, вышло совсем другое. Уездные и губернские чиновники с завистью смотрели на богатеющих сектантов и изыскивали все способы, чтобы сорвать с них что-нибудь. На сцену выступили обвинения сектантов в совращении православных в свою ересь и в укрытии бродяг. Стали делаться набеги на колонию, обыски, аресты, заключения в тюрьмы, дознания. И хотя к концу концов никакого «совращения» не оказывалось и никаких бродяг не отыскивалось, сектанты, измученные арестами и тюремным заключением, давали выкуп, что собственно и требовалось. Много от этих злоупотреблений натерпелись сектанты, которых иногда арестовывали по несколько сот сразу. Но в это время они все-таки находили защиту в лице Александра I, который сдерживал злоупотребления чиновников и вообще покровительствовал колонии; однажды он даже посетил духоборческое село Терпение, остался очень доволен приемом и велел освободить многих из арестованных и сосланных духоборцев.
Но с восшествием на престол императора Николая I отношение правительства к раскольникам и сектантам резко изменяется, и теперь можно было валить на молочанских сектантов, все, что угодно.
В 1832 году кстати вышло исследование г. Новицкого (тогда студента, а после профессора) о духоборцах, где об этих сектантах наговорены всевозможнейшие ужасы. И хотя при втором издании своей книги, через 50 лет после первого, в 1882 г., Новицкий сознается, что дал в первом издании совсем неверные сведения, тем не менее в то время книга эта служила единственным источником для знакомства с духоборцами и под ее влиянием духоборцы были зачислены в категорию особенно вредных сект рядом с хлыстами и скопцами. Сюда же попали и молокане, которых и г. Новицкий, и правительство ошибочно (в чем опять-таки профессор великодушно сознается через 50 лет), рассматривали как отпрыск духоборчества. Благодаря такому взгляду на молокан и духоборцев, как на особенно вредных сектантов, на них посыпался целый ряд запрещений.
Прежде всего последовал указ о том, чтобы им не только не выдавать паспортов для заработков, но не дозволять даже и на малое время отлучаться от своих селений иначе, как с ведома земской полиции. Затем женам сектантов, поступающих в военную службу, повелено не выдавать рекрутских паспортов; приказано не допускать «публичного оказательства учения и богослужения сектантов», воспрещено им приписываться в городские общества всех местностей России, кроме Закавказья; скоро и этого оказалось не достаточно, и из всех закавказских городов сектанты получили право жительства только в 7 — Нухе, Шемахе, Кубе, Шуше, Ленкорани, Нахичевании и Урдубате; затем закавказским сектантам запрещены отлучки во внутренние губернии; воспрещено духоборцам и молоканам приобретать в собственность земли далее 30 верст от места их водворения; запрещено им нанимать православных работников и прислугу, и т. д., и т.п.
Но все это казалось недостаточно. Был поднят вопрос о выселении всех молочанских духоборцев куда-нибудь на окраину России, где нет православного населения. Такою окраиною сперва была избрана Сибирь, но потом по переписке оказалось, что там нет нужных для этого земель (!), и потому решено было сослать духоборцев в Закавказье.
Этот проект ссылки нескольких селений, жители которых были виноваты только в том, что веровали по-своему в Бога, был представлен еще в царствование Александра I одесским генерал губернатором Ланжероном, который, будучи католиком, очень много заботился о том, чтобы духоборцы не совращали православных. Дикий проект был с негодованием отвергнут императором. Теперь этот проект не только не вызвал негодования, но еще был приведен в исполнение. Из всех государственных людей того времени, только один генерал Ермолов находил проект выселения духоборцев в Закавказье неудобным на том основании, что «область границ и недавний пример некрасовцев могли повести к новой потере для России полезных и трудолюбивых людей».
Но голос Ермолова остался буквально гласом вопиющего в пустыне, и в 1839 г. состоялось высочайшее повеление о том, чтобы и все духоборцы были переселены из Молочных вод и водворены в закавказской провинции. Духоборцам было объявлено, чтобы они или немедленно продавали все свое имущество и шли в Закавказье, или, если хотят оставаться на месте, принимали православие.
12 тысяч духоборцев решили идти в неведомый край, и только 27 человек перешли в православие и остались на Молочных водах вместе с молоканами, которых на этот раз миновала гроза. Оставляя родную землю, столько лет кормившую их, духоборцы припадали к ней грудью, целовали ее, рыдали, простирали руки к небу и пели скорбные псалмы. Но и земля к которой они так горячо припадали, и люди, которые должны были их слышать, все было глухо.
Эти, недавно еще богатые люди, теперь разоренные, продавшие за бесценок все свое имущество, нажитое многолетними трудами, бросившие жилища, нищими были переселены в Закавказье.
Здесь духоборцы были поселены в Ахалкалакском уезде Тифлисской губернии, вокруг Топорованского озера. На этой местности было расположено 7 духоборческих селений — Богдановка, Спасское, Терпение, Ефремовка, Гореловка, Троицкое и Радионовка. Местность, отведенная духоборцам, представляла собой плоскость в 25 верст длины и 10 шириной, расположенную среди снеговых хребтов, имеющую 7.000 футов высоты над уровнем моря. Климат здесь чрезвычайно суровый. Почва не приносит никакого плода, несмотря на то, что по составу своему представляет чистейший чернозем; лишь только в короткий промежуток двух летних месяцев здесь можно встретить альпийскую растительность. Если ко всему этому присоединить еще то обстоятельство, что духоборцы, отвергающие употребление оружия, подвергались здесь постоянным нападениям горских племен, а также терпели притеснения кавказского чиновничества, то будет понятно, в какие ужасные условия попали духоборцы. Долго они бедствовали здесь, но благодаря своему истинно русскому терпению, благодаря необыкновенному трудолюбию и, наконец, благодаря своей общинной сплоченности, они побороли все невзгоды и притеснения, и Духоборье стало одним из богатейших уголков Закавказья.