Алексей Никулин: Уважительное отношение азербайджанцев помогло молоканам выжить на Кавказе

Ведущий программы «Русский след» на канале «Моя планета» и участник экспедиций-расследований по неизвестным страницам истории Алексей Никулин рассказал корреспонденту Москва-Баку о съемках фильма, посвященного общине молокан в Азербайджане. Кино вошло в серию документальных проектов, посвященных неразгаданным тайнам, загадкам и легендам, передает Oxu.Az. 

Вместе со съемочной группой Алексей совершил путешествие в село русских молокан Ивановка, которое находится в Исмаиллинском районе Азербайджана. Популярный телеведущий поставил своей целью приблизиться к разгадке, как молоканам удалось сохранить свою самобытность, прожив двести с лишним лет вдали от исторической родины. Ответ на этот вопрос для него очевиден — это теплое и уважительное отношении местного населения ко всем народам, населяющим Азербайджан, без разделения по национальному и религиозному признаку. Читать далее

Радио «МАЯК»: КТО ТАКИЕ МОЛОКАНЕ?

Молокане — это группа людей, имеющих единые религиозные убеждения. Молоканство — одна из ветвей духовного христианства. Молокане отвергли водное крещение и причастие, а также, следуя ветхозаветным запретам, отказались от почитания икон и употребления в пищу свинины. А название «молокане», вероятно, связано с употреблением последователями этого движения молока во время православных постов. Почему крестьяне отказались от традиционного православия? И почему при императоре Николае I молокан начали преследовать и ссылать в Закавказье?
В ГОСТЯХ РАДИО «МАЯК»: ЛЮДМИЛА ЖУКОВА
 

Бакинская молоканская община — оплот старых традиций

О.БУЛАНОВА 

Общественно политическая газета «Эхо» http://ru.echo.az/?p=56518

Баку на протяжении своей долгой истории давал приют людям самого разного вероисповедания. В том числе тем, кого на своей родине называли еретиками, сектантами и т.п. Среди таких сектантов были и молокане. Молокане считали себя христианами, но расходились с православием в некоторых вопросах.

Например, они отказались от крестного знамения, ношения нательных крестиков, от основного символа православия. Крест, на котором принял мученическую смерть Христос, в их понимании — орудие казни, и негоже ему поклоняться. Церковное златое великолепие — также вещь непотребная, а иконы — вообще недопустимая, т.е. это рукотворное изображение святых.

Главное в вере, утверждают молокане, — это духовное единение с Богом; истинная вера должна проявляться в каждодневных делах и смирении духа, а не в великолепии церквей (которые молокане тоже отрицают) и не в иконах. Естественно, православная церковь не могла допустить соседства добропорядочных христиан и таких злостных еретиков, как молокане, и их стали выселять с насиженных мест. Первой, кто начал массовое выселение молокан, была Екатерина II. Однако куда бы молокан ни выселяли, они вели здоровый образ жизни, были трудолюбивыми и быстро завоевывали уважение местного населения. Об этом становилось известно в других регионах России, и молоканская «ересь» лишь крепла.

Читать далее

Из глубины веков: песенное народное творчество

«Радио России»

Гость в студии — Серафи́ма Евге́ньевна Ники́тина, фольклорист, главный научный сотрудник сектора прикладного языкознания Института языкознания РАН, ведущий научный сотрудник сектора живой традиционной культуры Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачёва (Института наследия), доктор филологических наук. Тема разговора —  песенное  народное творчество духовных христиан молокан.

Слушать передачу на сайте Радио России

Духоборы и молокане не любят, когда их называют русскими сектантами

Кто такие духоборы и молокане? Об этом Гия Саралидзе беседовал с историком, кандидатом педагогических наук Маратом Сафаровым в спецпроекте «Народы России» на радио «Вести ФМ». Переход на сайт радиостанции.

«Над нами смеялись продавцы в магазинах»

Корреспондент «Русской планеты» побывала в этномузее христиан-молокан

Лариса Бахмацкая, Ставрополь

http://stavropol.rusplt.ru/index/etnomuzei_hristian-molokan-18546.html

Уникальное историческое и культурное явление Ставропольского края — это этнический музей в поселке Новокумский, где живут молокане. Молокане — разновидность духовного христианства, а также особая этнографическая группа русских. Они, как и казаки-некрасовцы, в прошлом веке вернулись из Турции, где жили закрытой коммуной. На Ставрополье они решают несколько задач: сохраняют язык, традицию и веру предков, а также предоставляют возможность туристам окунуться в мир русской старины. Этнодеревня существует на Ставрополье с 2012 года, на строительство комплекса на 8 га земли были выделены средства из бюджета края в размере 7 млн рублей.

Приезжаю в поселок Новокумский, и захожу во двор стилизованного под старину дома-музея молокан. В дверях дома, украшенного искусственными цветами, стоит молодая женщина в белом полупрозрачном кружевном платке и задумчиво смотрит куда-то в сторону засыпанного песком двора, качелей и фигуры аиста в гнезде. Глаза у селянки ярко-синие, а волосы темные. Здороваюсь, сразу спрашивая, из молокан ли она.

 

Читать далее

Цивилизация российских молокан — исчезнувшая Атлантида в Карсе

КАРС, 25 мая — РИА Новости, Алена Палажченко, Федор Смирнов.

Провинцию Карс, расположенную на крайнем северо-востоке Турции, можно смело назвать самой русской из 81 турецкой провинции. В 1878-1918 годах она входила в состав России, что оставило большой след в архитектуре Карса, центральные улицы которого напоминают дореволюционную застройку Твери, Рязани или Владимира. «Русский период» истории этого края неразрывно связан и с историей живших здесь 18 тысяч переселенцев из России — молоканах. Хотя их в Карсе давно уже нет, о молоканах знает каждый местный житель.

РИА Новости http://ria.ru/religion/20150525/1066401605.html#ixzz3bAm2AHSk

Читать далее

Зюганову рассказали в Баку про молокан

Лидер компартии РФ Геннадий Зюганов провел во вторник встречи с преподавательским и студенческим составом Бакинского славянского университета, сообщает корреспондент «Интерфакс-Азербайджан» с мероприятия.

Ректор вуза Асиф Гаджиев проинформировал главу КПРФ об учебном процессе, в частности, по русскому языку и литературе, сотрудничестве БСУ с различными российскими университетами.

«Помимо этого, у нас в республике осуществляется проект: мы на протяжении нескольких лет собираем русский фольклор Азербайджана. В республике функционирует большое количество русскоязычных СМИ», — отметил он.

А.Гаджиев также добавил, что в деревне Ивановка Исмаиллинского района на северо-западе Азербайджана более 200 лет компактно проживает русская община молокан.

«По сей день они сохранили свою культуру и обычаи. Я бы сказал, что они больше сохранили свой колорит, фольклор, чем русские в России. Потому что в России сегодня идет урбанизация», — подчеркнул А.Гаджиев.

Он также подчеркнул, что это единственное село в Азербайджане, в котором сохранился колхоз.

В свою очередь, Г.Зюганов отметил, что был удовлетворен уровнем знания русского языка азербайджанским населением.

«Я был поражен знанием русского языка азербайджанским населением. Я посещал одну из местных школ, дети говорят, читают стихи на русском языке без акцента», — отметил Г.Зюганов.

Ф.Исазаде «Интерфакс-Азербайджан» 10.02.2015

http://interfax.az/view/631563

Программа «Молокане в Приамурье», эфир радио «Эхо Москвы» в Благовещенске, октябрь 2014 г.

Собеседник ведущего Михаила Митрофанова – профессор кафедры всемирной истории и международных отношений АмГУ, доктор исторических наук Евгений Буянов.

Часть первая.

скачать

Часть вторая.

скачать

Источник: http://www.amur.info/audio/2014/10

Памятники Ставрополья могут стать объектами Всемирного наследия ЮНЕСКО

Уникальные объекты Ставропольского края могут включить в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, говорится в сообщении пресс-службы губернатора. Соответствующее поручение глава Ставрополья дал краевому министерству культуры по итогам заседания Государственного совета РФ и Совета при Президенте РФ по культуре и искусству.

Участие в совместном заседании под председательством Президента Владимира Путина приняли члены российского Правительства, представители обеих палат парламента страны, лидеры общественно-политических объединений, заслуженные деятели культуры и искусства, а также главы регионов.

Заседание стало одним из мероприятий, завершающих Год культуры, которым был объявлен в России 2014 год. Темой обсуждения стала реализация государственной культурной политики. Президент подчеркнул, что подход к развитию культуры должен углубляться, объединять усилия не только государственных структур, но и общественных институтов. Важным шагом для этого станет формирование Стратегии государственной культурной политики.

Комментируя повестку заседания, губернатор Владимиров отметил, что материальная база учреждений культуры остается одной из острых проблем для Ставрополья.

«Места, где люди становятся духовно богаче, должны притягивать к себе. К сожалению, состояние многих из них пока не позволяет этого. Для решения проблемы мы привлекаем в 2014-2015 годах более 250 миллионов рублей из краевого и федерального бюджетов. Это позволит отремонтировать, улучшить состояние почти 90 учреждений практически во всех территориях Ставрополья. Но на этом нельзя останавливаться», — приводит пресс-служба слова главы региона.

Владимиров добавил, что, прежде всего, необходимо активнее приобщать к культуре молодое поколение, начиная с детского сада, повышать интерес к собственному культурному развитию, в том числе и к культурно-историческому наследию родного края.

Среди претендентов на включение в список объектов Всемирного наследия Владимиров назвал лермонтовский музей-заповедник, деревню некрасовских казаков и христиан-молокан в Левокумском районе. «Возможности для этого будут изучены краевым министерством культуры», — отметил глава края.

http://news.kmvcity.ru/2014/12/25/pamyatniki-stavropolya-mogut-stat-obektami-vsemirnogo-naslediya-unesko/45447