Ответ на статью «Мартовские события 1918 года в Азербайджане»

На Азербайджанских сайтах встречаются статьи, где содержатся обвинения молокан в массовых избиениях, убийствах, погромах и грабежах тысяч человек мирного азербайджанского населения гор. Шемахи и селений Шемахинского уезда в марте-июне 1918 года. К сожалению, сейчас уже не осталось живых свидетелей тех событий, поэтому ответить на эти обвинения можно только из воспоминаний жителей этих сел. Далее приведен еще одна статья Тимофея Николаевича Смольникова, бывшего жителя с. Хильмилли.

Уважаемый господин Балаев

Прочитал вашу книжицу (Балаев А.Г. «Мартовские события 1918 года в Азербайджане»), в которой вы анализируете события, происходящие на окраинах Российской империи после февральской революции 1917 года. Естественно, вас, как азербайджанца, более всего занимают события в Баку и Азербайджане в целом, в двадцатых числах марта 1918 г. В это время погибло большое количество мирных жителей, и как вы утверждаете, в основном, представителей мусульманской национальности, то есть азербайджанцев.  Ни вы и ни я,  пишущий эти строки, не жили и не участвовали в тех трагических событиях. Поэтому, узнаем о тех ужасных днях или из воспоминаний участников этих событий,  или из архивных данных. Вы, по всей видимости, сравнительно молодой, и поэтому все факты приводите из архивных источников.

Я, как у нас говорят, почтенного возраста, и мне посчастливилось жить с непосредственными участниками и свидетелями тех трагических событий. Поэтому, пользуясь случаем, в ответ на ваши обвинения в адрес молокан, привожу услышанное от наших старцев, которым выпало невольно участвовать в защите своих домашних очагов.

Читать далее

Ответ на статью «ЭТОГО ЗАБЫТЬ НЕЛЬЗЯ»

Тимофей Николаевич Смольников, бывший житель с. Хильмилли, написал ответ на статью «ЭТОГО ЗАБЫТЬ НЕЛЬЗЯ» доктора исторических наук респ. Азербайджан Солмаз Рустамовой-Тагиди, опубликованную в газете «Зеркало». В этой статье автор говорит о трагических событиях в Шемахинском уезде в марте 1918 года, однобоко выдвигая обвинения против молокан в том, что они помогали вооруженным формированиям армян в межнациональной войне против азербайджанцев.

Да, это были действительно трагические дни для всех народов, населявших в то время Российскую империю. Тем более для русских молокан, живущих вдали от центральных областей России, среди, я бы сказал, не враждебного народа, но и не питающего большую любовь к пришельцам на их землю. Все было хорошо до тех событий, спокойно и мирно. Текла размеренная мирная жизнь между мусульманскими и молоканскими селениями. Многие обзаводились кунаками, но родство не заводили с учетом строгих мусульманских  и молоканских порядков. Ездили и ходили друг к другу в гости. Молокане, как истинные хлеборобы, обрабатывали свои наделы из общественной пахотной земли и арендовали земли под посевы зерновых у мусульман-кочевников. Велась честная торговля необходимыми продуктами. Были в Хильмиллях несколько торговых лавок, владельцами которых были мусульмане. Мусульмане привозили размалывать свое зерно на молоканские водяные мельницы, а их было только на реке Козлу-чай двадцать штук и на Пирсагат-чае около десяти. И все мельники молокане чисто владели азербайджанским языком, потому что со всех окрестных азербайджанских сёл зерно привозилось на эти мельницы, и на них в основном преобладала азербайджанская речь.

Читать далее

Газета «Весть» №3 2015г.

Подготовлен к печати очередной номер газеты  Союза общин духовных христиан молокан в России «Весть». Газета распространяется по общинам.

На сайте газета доступна в формате PDF: Весть 3 2015

МОЙ ВЗГЛЯД НА ИСТОРИЮ МОЛОКАНСКИХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ ЗАКАВКАЗЬЯ

Н.С. Кастрюлин

Я не очень разбираюсь в тонкостях различных направлений молоканского движения, и вообще  раскольничества  в России. Да у меня  и нет  необходимости в этом разбираться. Занимаясь выяснением своего происхождения, я ознакомился с различными материалами по истории молоканского движения. Основываясь на своём жизненном опыте и истории моего родного молоканского села Алты-Агач в Азербайджане,  у меня сложился определённый взгляд на проблему молоканских переселенцев в Закавказье

Молоканское движение, зародившееся в России во второй половине 18 века, получило бурное развитие  в 19 веке. По сведениям Н.Ф.Кудинова (Вестник духовных христиан молокан,1928)  в начале 20 века в России насчитывалось более миллиона молокан.

В 19 веке Россия была крепостнической, крестьянская  масса испытывала  угнетение и унижение. Народ готов был к бунту. В православных  кругах началось диссидентство. Появились проповедники, иначе толкующие священные книги. Как правило, это были образованные   для того времени люди, глубоко верующие, страстные  проповедники. Крестьяне  в то время были  сплошь неграмотными,  в тонкостях толкования библии не разбирались. Но у них было недовольство образом жизни, зачастую они не получали помощи в решении различных   жизненных  вопросов от церковных священнослужителей, не могли добиться справедливого решения в  спорных  делах, а иногда и несли незаслуженные наказания.  Поэтому, когда появились проповедники, несколько иначе  объясняющие смысл бытия, они  с радостью восприняли их учение и стали их последователями. В частности, молоканское учение проповедовало равенство людей, отрицало   эксплуатацию, угнетение человека человеком. В конце 18 – начале 19 веков  в России начался массовый  уход крестьян из  православия в  молоканство. Естественно, это вызывало глубокую озабоченность  Святейшего Синода  и Царского Правительства.

Читать далее

БАКИНСКИЕ МОЛОКАНЕ

Н.С. КАСТРЮЛИН

Зародившееся  во второй половине 18 века и получившее широкое развитие в первой половине 19 века,  молоканское движение явилось одним из направлений духовного христианства.

При Екатерине II молокан вместе с духоборами массово выселяли в  южные окраины, в основном в Таврическую и Бессарабскую губернии. При царе Александре I в 1805 году молоканам была предоставлена свобода вероисповедания. При царе Николае I  началось изгнание молокан в дальние окраины, больше в Закавказье. Выселение молокан, как и духоборов, и иных сектантов, в Закавказье преследовало двоякую цель: удаление из центральных губерний инакомыслящих и внедрение русской культуры в присоединённых к России Закавказских провинциях. Выселение  молокан в Закавказье  началось в 30-ых годах 19 века.

Насильственно переселённые в Закавказье молоканские общины сумели наладить добрососедские отношения с местным населением и за короткое время создать процветающие многоотраслевые хозяйства. За несколько поколений они стали практически местным населением. По  свидетельству газеты «Кавказ» за 1850 год появление русских переселенцев  способствовало благоустройству края. «Города перестали нуждаться в плотниках, пиль­щиках, печниках, косцах, извозчиках, в особенности на почтовых станциях, из которых многие ими содержатся по Шемахинской губернии; с тех пор европейские постройки стали являться даже по деревням, устроились большие мельницы, явилась везде крупчатая мука, гречиха, овес и огородные овощи».

Первые молоканские переселенцы в Азербайджане появилось в  1834 году. Они основали село Алты-Агач  в горной долине реки Ата-чай, поросшей густым непроходимым лесом. В первое время им пришлось жить в наскоро построенных шалашах. С 1834 по 1839 год в Алты-Агаче поселились 1681 человек. Переселенцы прибыли из Саратовской, Тамбовской, Оренбургской, Владимирской, Таврической и Бессарабской  губерний. Всего поселилось 310 семей.

С  1840  по 1849 год вблизи от Баку  возникли молоканские сёла  Хильмилли,  Маразы,  Чухур-Юрт, Джабаны,  Астраханка, Ивановка. Молоканские сёла появились также на Мугани, в Ленкоранском и  Кубинском уездах.

Читать далее

Записки Кавказского отдела императорского русского географического общества

Книжка XXII

Ф.А. Деминский (Участковый пристав)

Население. Молокане. Кочевники. Сельское хозяйство и промышленность.

Молокане Кабристанского участка переселены туда по распоряжению пра­вительства из внутренних губерний. Путь изгнанников был долог, крайне тяжёл и полон лишений. «Шли мы сюда», рассказывают старожилы из села Хильмилли, «кто год, кто два, а кто и три. Не знали, куда идём, что нас ожидает, шли семьями, с малыми детьми, да и больными. И холод, и голод, и побои перетерпели, шли как на верную смерть. Пока передвигались через русские земли, ещё ничего: можно было терпеть. Хотя и встречали нас православные как людей чужих, отщепенцев, а все-таки кое-как кормили, работаешь, бывало, целый день, как вол, а вечером и есть дадут. А как дошли до Каспия, так хоть ложись и помирай: кругом татарва, хлеба не найдешь. Вот тогда-то, до самого места, где наши села теперь, понатерпелись всего. Не дай Бог в другой раз». В с. Хильмилли есть несколько стариков, которые рассказывают, что когда из Астрахани в 1843 году отправили 10 дымов молокан в крепость Бурную, с целью отправить затем в Дербент и далее, то на крепость напали лезгины, отняли у них имущество и убили одну девушку 17 лет. Спас их тогда генерал Фрейтаг. Очевидно, дело идет об известной восьмидневной осаде горцами с 13 по 19 ноября укреп­ления Низового на берегу Каспийского моря при сел. Тапку.

Для первого обзаведения и обсеменения полей молокане получили, взаимообразно пшеницу, ячмень и просо, с условием возврата деньгами.

По приходе на места сектанты вначале устраивались, кто как умел. Алты-агачцы жили первое время в шалашах. Маразинцы провели несколько месяцев в пещерах, и теперь ещё видных в скале на краю селения. Так как быт, нравы, обычаи и внутренний строй всех вообще молоканских селений на Кавказе почти одинаковы, то останавливаюсь на описании Кабристанских селений, с целью дать понятие о жизни этих первых русских переселенцев в Закавказье.

Читать далее

История духоборцев и молокан

Статья Я. Абрамова из журнала «Живописная Россия»  №№ 23 и 24 1905 г.

(Перепечатано из журнала «Вестник ДХМ» — январь 1935г.)

Южная полоса центральной России издавна служила очагом возникновения и распространения крайне разнообраз­ных сект и раскольничьих толков. Ка­лужская губерния долго почти исключи­тельно поставляла попов для рассеянных по всей России общин раскольников-поповцев; Орловская, Калужская и Тамбовская — были издавна гнездилищем хлыстовской секты, и здесь же впервые появилось скопчество; в Тамбовской гу­бернии возникло молоканство и его от­прыски; в Калужской губернии возникли секты охохонцев и поцелуек, и т. д. Словом, здесь как бы хранится таин­ственная лаборатория, производящая са­мые дикие идеи наряду с самыми ра­циональными и создающая наряду с изуверами-скопцами рационалистов-моло­кан.

Читать далее

Съезд пресвитеров и помощников пресвитеров 21-23 июля 2015г.

«Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего» (Рим.12:1).

Дорогие братья и сестры во Христе Иисусе, благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа, Который отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века, по воле Бога и Отца нашего; Ему слава во веки веков. Аминь. (Гал.1:3-5). По благословению Бога и инициативе Духовного совета «Союза общин духовных христиан молокан в России» 21-23 июля 2015г. в общине с. Кочубеевского состоялся съезд пресвитеров и помощников пресвитеров, который посетило более 30 делегатов из общин ДХМ Ставропольского и Краснодарского краев, Самарской и Тульской областей, городов Нальчик, Владикавказ, Москва. Съезд проводился для того, чтобы руководители общин  обсудили насущные вопросы нашего вероисповедания, познакомились ближе друг с другом, пообщались в духе любви. «Если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха» (1Ин. 1:7).  В это же время в общине с. Кочубеевское проводился очередной летний лагерь для детей младшего возраста, благодаря чему самые молодые и старшие могли обогатиться  друг от друга молодым задором, житейским и духовным опытом. Общение проходило в теплой, дружеской обстановке, каждому хотелось высказать свое мнение, дважды в день проводились собрания, до позднего вечера длились беседы. Основные обсуждаемые темы: о крещении, о помазании, о праздниках, обрядовых постановлениях. Были и разномыслия. В итоге пришли к выводу, что не надо в  основу вероисповедания вводить что-то новое, или убирать что-то старое, а надо сохранить то наследие, что передано нам через века от начала («только то, что имеете, держите, пока приду» (Откр. 2:25)). Многое уже разобрано и изложено в учебнике Н.М. Анфимова «Изложение Догматов и Молитвенник Общины Духовных Христиан Молокан» (Издание Тбилисской общины 1912г.)

«Итак ждите Меня, говорит Господь, до того дня, когда … опять Я дам народам уста чистые, чтобы все призывали имя Господа и служили Ему единодушно» (Софон. 3:7-8). «Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит» (2Кор.3:6). «По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил» (Рим.12:3). «Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией» (1Пет.4:10). Все сие да будет «к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова»  (Еф.4:12), которое есть Церковь (Колос. 1:24). «Кто сим служит Христу, тот угоден Богу и достоин одобрения от людей. Итак будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию» (Рим.14:18). «А Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем,  Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века. Аминь» (Еф. 3:20-21).

Михайлов В.В., г. Изобильный.

SONY DSC

Время и место славы

«Да, лето состоит из привычных обрядов, для каждого есть свое привычное время и свое привычное место…» (Рэй Бредбери «Вино из одуванчиков»).

Столкнувшись с этим высказыванием в одном из произведений Рэя Бредбери, на ум тот час же пришла мысль о молоканском молодежном  съезде, за годы ставшем таким родным и милым сердцу. Привычное время – пятница перед первым воскресеньем августа. В этот день, если ты по каким-либо причинам еще не размещаешься в одном их домиков лагеря, на одном из берегов реки Зеленчук, и, вдобавок ко всему, твои друзья, находящиеся в то время там, говорят, что кто-то из присутствующих в том месте интересуется твоим отсутствием, тебе становится трудно совладать с чувством нарастающего огня внутри, который разгорается по мере приближения к селу Ивановка Кочубеевского района. И вот это полгода ожидаемое время наконец наступает. Время встречи с духовными друзьями, время знакомства с людьми, впервые присутствующими на съезде, время, которое милостивый Господь нам уготовил, чтобы мы провели его с близкими по духу братьями и сестрами, время, что Бог посылает нам для назидания Его Cвященным Словом, время покаяния, время растворения наших сердец, укрепления духовной близости.  Чтобы нам,  оставив заботы века, житейские дела, насладиться кратковременной возможностью побывать в то время, в том месте.

Съезд. Собрания. Неделя с духовными братьями и сестрами. Слово Божье.

Читать далее

Какой пищей мы питаемся

В начале

Пища необходима для поддержания жизни человека. Когда Бог сотворил человека, Он предусмотрел источник питания для него. Вначале пищей для человека была «всякая трава, сеющая семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя» (Быт.1:29). Потом насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке и поместил там человека, которого создал.  И там произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи (Быт 2:8-9). Лишь плодами от дерева познания добра и зла, запретил Бог не только питаться, но, как сказала Ева, даже прикасаться к ним (Быт.3.3). Человек нарушил этот запрет, и тогда Бог закрывает для него доступ к плодам другого дерева —  дерева жизни, причём дело теперь не ограничивается запретом, но Бог изгоняет Адама из рая и ставит «на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни» (Быт.3:24).

Я не знаю, чем питались люди после изгнания из рая. Книга Бытие повествует, что сыновья Адама были один земледелец, а другой – пастырь овец, и это наводит на мысль о том, что после изгнания из рая вместе с растительной пищей люди стали употреблять животную: молоко и, вероятно, мясо. Если для жизни Адама в раю Бог Сам насадил сад и дал повеление о пище, то этого мы не видим после изгнания из рая. Возможно, человек был предоставлен сам себе, возможно, что повеление о пище было дано, но имеющиеся у нас Книги Писания не повествуют об этом. Известно лишь, что ко времени перед потопом люди различали животных на чистых и нечистых (Быт.7:2). Известно также, что Авель в дар Господу «принес от первородных стада своего и от тука их» (Быт.4:4). Это свидетельствует о том, что Авель способен был умерщвлять животных, которых пас, и, скорее всего, уже семейство Адама начало питаться мясом. Откуда люди научились различать животных на чистых и нечистых и по каким признакам, доподлинно не известно. Возможно, что закон о пище, который был дан значительно позже, лишь закреплял то, что было известно изначала и передавалось по поколениям.

Впоследствии через Моисея Бог дал сынам Израиля повеления о пище (Лев.11гл.), это стало законом, который ревностные исполнители закона соблюдали, и даже не щадили своей жизни, чтобы не оскверниться нечистой пищей (1Макк.1:62-63).

Читать далее

«Над нами смеялись продавцы в магазинах»

Корреспондент «Русской планеты» побывала в этномузее христиан-молокан

Лариса Бахмацкая, Ставрополь

http://stavropol.rusplt.ru/index/etnomuzei_hristian-molokan-18546.html

Уникальное историческое и культурное явление Ставропольского края — это этнический музей в поселке Новокумский, где живут молокане. Молокане — разновидность духовного христианства, а также особая этнографическая группа русских. Они, как и казаки-некрасовцы, в прошлом веке вернулись из Турции, где жили закрытой коммуной. На Ставрополье они решают несколько задач: сохраняют язык, традицию и веру предков, а также предоставляют возможность туристам окунуться в мир русской старины. Этнодеревня существует на Ставрополье с 2012 года, на строительство комплекса на 8 га земли были выделены средства из бюджета края в размере 7 млн рублей.

Приезжаю в поселок Новокумский, и захожу во двор стилизованного под старину дома-музея молокан. В дверях дома, украшенного искусственными цветами, стоит молодая женщина в белом полупрозрачном кружевном платке и задумчиво смотрит куда-то в сторону засыпанного песком двора, качелей и фигуры аиста в гнезде. Глаза у селянки ярко-синие, а волосы темные. Здороваюсь, сразу спрашивая, из молокан ли она.

 

Читать далее