Бакинская молоканская община — оплот старых традиций

О.БУЛАНОВА 

Общественно политическая газета «Эхо» http://ru.echo.az/?p=56518

Баку на протяжении своей долгой истории давал приют людям самого разного вероисповедания. В том числе тем, кого на своей родине называли еретиками, сектантами и т.п. Среди таких сектантов были и молокане. Молокане считали себя христианами, но расходились с православием в некоторых вопросах.

Например, они отказались от крестного знамения, ношения нательных крестиков, от основного символа православия. Крест, на котором принял мученическую смерть Христос, в их понимании — орудие казни, и негоже ему поклоняться. Церковное златое великолепие — также вещь непотребная, а иконы — вообще недопустимая, т.е. это рукотворное изображение святых.

Главное в вере, утверждают молокане, — это духовное единение с Богом; истинная вера должна проявляться в каждодневных делах и смирении духа, а не в великолепии церквей (которые молокане тоже отрицают) и не в иконах. Естественно, православная церковь не могла допустить соседства добропорядочных христиан и таких злостных еретиков, как молокане, и их стали выселять с насиженных мест. Первой, кто начал массовое выселение молокан, была Екатерина II. Однако куда бы молокан ни выселяли, они вели здоровый образ жизни, были трудолюбивыми и быстро завоевывали уважение местного населения. Об этом становилось известно в других регионах России, и молоканская «ересь» лишь крепла.

Читать далее

Ответ на статью «Мартовские события 1918 года в Азербайджане»

На Азербайджанских сайтах встречаются статьи, где содержатся обвинения молокан в массовых избиениях, убийствах, погромах и грабежах тысяч человек мирного азербайджанского населения гор. Шемахи и селений Шемахинского уезда в марте-июне 1918 года. К сожалению, сейчас уже не осталось живых свидетелей тех событий, поэтому ответить на эти обвинения можно только из воспоминаний жителей этих сел. Далее приведен еще одна статья Тимофея Николаевича Смольникова, бывшего жителя с. Хильмилли.

Уважаемый господин Балаев

Прочитал вашу книжицу (Балаев А.Г. «Мартовские события 1918 года в Азербайджане»), в которой вы анализируете события, происходящие на окраинах Российской империи после февральской революции 1917 года. Естественно, вас, как азербайджанца, более всего занимают события в Баку и Азербайджане в целом, в двадцатых числах марта 1918 г. В это время погибло большое количество мирных жителей, и как вы утверждаете, в основном, представителей мусульманской национальности, то есть азербайджанцев.  Ни вы и ни я,  пишущий эти строки, не жили и не участвовали в тех трагических событиях. Поэтому, узнаем о тех ужасных днях или из воспоминаний участников этих событий,  или из архивных данных. Вы, по всей видимости, сравнительно молодой, и поэтому все факты приводите из архивных источников.

Я, как у нас говорят, почтенного возраста, и мне посчастливилось жить с непосредственными участниками и свидетелями тех трагических событий. Поэтому, пользуясь случаем, в ответ на ваши обвинения в адрес молокан, привожу услышанное от наших старцев, которым выпало невольно участвовать в защите своих домашних очагов.

Читать далее

Ответ на статью «ЭТОГО ЗАБЫТЬ НЕЛЬЗЯ»

Тимофей Николаевич Смольников, бывший житель с. Хильмилли, написал ответ на статью «ЭТОГО ЗАБЫТЬ НЕЛЬЗЯ» доктора исторических наук респ. Азербайджан Солмаз Рустамовой-Тагиди, опубликованную в газете «Зеркало». В этой статье автор говорит о трагических событиях в Шемахинском уезде в марте 1918 года, однобоко выдвигая обвинения против молокан в том, что они помогали вооруженным формированиям армян в межнациональной войне против азербайджанцев.

Да, это были действительно трагические дни для всех народов, населявших в то время Российскую империю. Тем более для русских молокан, живущих вдали от центральных областей России, среди, я бы сказал, не враждебного народа, но и не питающего большую любовь к пришельцам на их землю. Все было хорошо до тех событий, спокойно и мирно. Текла размеренная мирная жизнь между мусульманскими и молоканскими селениями. Многие обзаводились кунаками, но родство не заводили с учетом строгих мусульманских  и молоканских порядков. Ездили и ходили друг к другу в гости. Молокане, как истинные хлеборобы, обрабатывали свои наделы из общественной пахотной земли и арендовали земли под посевы зерновых у мусульман-кочевников. Велась честная торговля необходимыми продуктами. Были в Хильмиллях несколько торговых лавок, владельцами которых были мусульмане. Мусульмане привозили размалывать свое зерно на молоканские водяные мельницы, а их было только на реке Козлу-чай двадцать штук и на Пирсагат-чае около десяти. И все мельники молокане чисто владели азербайджанским языком, потому что со всех окрестных азербайджанских сёл зерно привозилось на эти мельницы, и на них в основном преобладала азербайджанская речь.

Читать далее

МОЙ ВЗГЛЯД НА ИСТОРИЮ МОЛОКАНСКИХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ ЗАКАВКАЗЬЯ

Н.С. Кастрюлин

Я не очень разбираюсь в тонкостях различных направлений молоканского движения, и вообще  раскольничества  в России. Да у меня  и нет  необходимости в этом разбираться. Занимаясь выяснением своего происхождения, я ознакомился с различными материалами по истории молоканского движения. Основываясь на своём жизненном опыте и истории моего родного молоканского села Алты-Агач в Азербайджане,  у меня сложился определённый взгляд на проблему молоканских переселенцев в Закавказье

Молоканское движение, зародившееся в России во второй половине 18 века, получило бурное развитие  в 19 веке. По сведениям Н.Ф.Кудинова (Вестник духовных христиан молокан,1928)  в начале 20 века в России насчитывалось более миллиона молокан.

В 19 веке Россия была крепостнической, крестьянская  масса испытывала  угнетение и унижение. Народ готов был к бунту. В православных  кругах началось диссидентство. Появились проповедники, иначе толкующие священные книги. Как правило, это были образованные   для того времени люди, глубоко верующие, страстные  проповедники. Крестьяне  в то время были  сплошь неграмотными,  в тонкостях толкования библии не разбирались. Но у них было недовольство образом жизни, зачастую они не получали помощи в решении различных   жизненных  вопросов от церковных священнослужителей, не могли добиться справедливого решения в  спорных  делах, а иногда и несли незаслуженные наказания.  Поэтому, когда появились проповедники, несколько иначе  объясняющие смысл бытия, они  с радостью восприняли их учение и стали их последователями. В частности, молоканское учение проповедовало равенство людей, отрицало   эксплуатацию, угнетение человека человеком. В конце 18 – начале 19 веков  в России начался массовый  уход крестьян из  православия в  молоканство. Естественно, это вызывало глубокую озабоченность  Святейшего Синода  и Царского Правительства.

Читать далее

БАКИНСКИЕ МОЛОКАНЕ

Н.С. КАСТРЮЛИН

Зародившееся  во второй половине 18 века и получившее широкое развитие в первой половине 19 века,  молоканское движение явилось одним из направлений духовного христианства.

При Екатерине II молокан вместе с духоборами массово выселяли в  южные окраины, в основном в Таврическую и Бессарабскую губернии. При царе Александре I в 1805 году молоканам была предоставлена свобода вероисповедания. При царе Николае I  началось изгнание молокан в дальние окраины, больше в Закавказье. Выселение молокан, как и духоборов, и иных сектантов, в Закавказье преследовало двоякую цель: удаление из центральных губерний инакомыслящих и внедрение русской культуры в присоединённых к России Закавказских провинциях. Выселение  молокан в Закавказье  началось в 30-ых годах 19 века.

Насильственно переселённые в Закавказье молоканские общины сумели наладить добрососедские отношения с местным населением и за короткое время создать процветающие многоотраслевые хозяйства. За несколько поколений они стали практически местным населением. По  свидетельству газеты «Кавказ» за 1850 год появление русских переселенцев  способствовало благоустройству края. «Города перестали нуждаться в плотниках, пиль­щиках, печниках, косцах, извозчиках, в особенности на почтовых станциях, из которых многие ими содержатся по Шемахинской губернии; с тех пор европейские постройки стали являться даже по деревням, устроились большие мельницы, явилась везде крупчатая мука, гречиха, овес и огородные овощи».

Первые молоканские переселенцы в Азербайджане появилось в  1834 году. Они основали село Алты-Агач  в горной долине реки Ата-чай, поросшей густым непроходимым лесом. В первое время им пришлось жить в наскоро построенных шалашах. С 1834 по 1839 год в Алты-Агаче поселились 1681 человек. Переселенцы прибыли из Саратовской, Тамбовской, Оренбургской, Владимирской, Таврической и Бессарабской  губерний. Всего поселилось 310 семей.

С  1840  по 1849 год вблизи от Баку  возникли молоканские сёла  Хильмилли,  Маразы,  Чухур-Юрт, Джабаны,  Астраханка, Ивановка. Молоканские сёла появились также на Мугани, в Ленкоранском и  Кубинском уездах.

Читать далее

Записки Кавказского отдела императорского русского географического общества

Книжка XXII

Ф.А. Деминский (Участковый пристав)

Население. Молокане. Кочевники. Сельское хозяйство и промышленность.

Молокане Кабристанского участка переселены туда по распоряжению пра­вительства из внутренних губерний. Путь изгнанников был долог, крайне тяжёл и полон лишений. «Шли мы сюда», рассказывают старожилы из села Хильмилли, «кто год, кто два, а кто и три. Не знали, куда идём, что нас ожидает, шли семьями, с малыми детьми, да и больными. И холод, и голод, и побои перетерпели, шли как на верную смерть. Пока передвигались через русские земли, ещё ничего: можно было терпеть. Хотя и встречали нас православные как людей чужих, отщепенцев, а все-таки кое-как кормили, работаешь, бывало, целый день, как вол, а вечером и есть дадут. А как дошли до Каспия, так хоть ложись и помирай: кругом татарва, хлеба не найдешь. Вот тогда-то, до самого места, где наши села теперь, понатерпелись всего. Не дай Бог в другой раз». В с. Хильмилли есть несколько стариков, которые рассказывают, что когда из Астрахани в 1843 году отправили 10 дымов молокан в крепость Бурную, с целью отправить затем в Дербент и далее, то на крепость напали лезгины, отняли у них имущество и убили одну девушку 17 лет. Спас их тогда генерал Фрейтаг. Очевидно, дело идет об известной восьмидневной осаде горцами с 13 по 19 ноября укреп­ления Низового на берегу Каспийского моря при сел. Тапку.

Для первого обзаведения и обсеменения полей молокане получили, взаимообразно пшеницу, ячмень и просо, с условием возврата деньгами.

По приходе на места сектанты вначале устраивались, кто как умел. Алты-агачцы жили первое время в шалашах. Маразинцы провели несколько месяцев в пещерах, и теперь ещё видных в скале на краю селения. Так как быт, нравы, обычаи и внутренний строй всех вообще молоканских селений на Кавказе почти одинаковы, то останавливаюсь на описании Кабристанских селений, с целью дать понятие о жизни этих первых русских переселенцев в Закавказье.

Читать далее

История духоборцев и молокан

Статья Я. Абрамова из журнала «Живописная Россия»  №№ 23 и 24 1905 г.

(Перепечатано из журнала «Вестник ДХМ» — январь 1935г.)

Южная полоса центральной России издавна служила очагом возникновения и распространения крайне разнообраз­ных сект и раскольничьих толков. Ка­лужская губерния долго почти исключи­тельно поставляла попов для рассеянных по всей России общин раскольников-поповцев; Орловская, Калужская и Тамбовская — были издавна гнездилищем хлыстовской секты, и здесь же впервые появилось скопчество; в Тамбовской гу­бернии возникло молоканство и его от­прыски; в Калужской губернии возникли секты охохонцев и поцелуек, и т. д. Словом, здесь как бы хранится таин­ственная лаборатория, производящая са­мые дикие идеи наряду с самыми ра­циональными и создающая наряду с изуверами-скопцами рационалистов-моло­кан.

Читать далее

Цивилизация российских молокан — исчезнувшая Атлантида в Карсе

КАРС, 25 мая — РИА Новости, Алена Палажченко, Федор Смирнов.

Провинцию Карс, расположенную на крайнем северо-востоке Турции, можно смело назвать самой русской из 81 турецкой провинции. В 1878-1918 годах она входила в состав России, что оставило большой след в архитектуре Карса, центральные улицы которого напоминают дореволюционную застройку Твери, Рязани или Владимира. «Русский период» истории этого края неразрывно связан и с историей живших здесь 18 тысяч переселенцев из России — молоканах. Хотя их в Карсе давно уже нет, о молоканах знает каждый местный житель.

РИА Новости http://ria.ru/religion/20150525/1066401605.html#ixzz3bAm2AHSk

Читать далее

Кузьма Алексеевич Кабинетов

Это письмо написал в 1863 году пресвитер Хильмиллинской общины Финогенов Семен Ефимович духовному брату Аристарху Петровичу во Владикавказ.

Перепечатывается с орфографическими и грамматическими исправлениями с копии, сделанной в 1971 году.

Возлюбленный, великий, богочестивый и милый братец во Христе Аристарх Петрович с супругою вашей Марией Акимовной и со всем вашим имением, приобретенным по великой милости Господней. Мы вам желаем всех небесных и земных благ. С глубочайшим почтением и любовью к вам старцам, мы в купе низко кланяемся.

Милый А.П., как нетерпеливо мы ожидали вашего приятного уведомления, которое получили 26 апреля этого года, посланного вами 7 апреля. Читая его, мы все радовались тому, что по милости Божией до дому своего вы добрались благополучно. И огорчились о том, что через некоторое время вы сделались сильно больным. Прочитав описание вашей болезни, мы подумали, что это не иначе как, наказание Господне для пробуждения нас от греховного сна. Кого полюбил Господь и наказует, и бьют всякого сына его и приемлют. Но больше всего радуйся и помни, что вы милосердием Божьим помилованы, потому что еще живы. По благодати Господа нашего Иисуса Христа и по светлому наследию предков наших получить спасение душам вашим в нонишние смутные, мрачные времена должны жить весьма осторожно. Не мало не сомневаться и не колебаться на основании упования и обряда вероисповедания Духовных Христиан, переданного нам достойных блаженных памяти исполненной прозорливостью и ведением Божьим покойными предками. Живой образ их это учение смирению и кротости.

Господь наш Царь небесный Иисус Христос сохранит вас от всех злых козней лукавого, от ложных учителей, которые растленными своими умами и плотской мудростью стараются превратить благовествие Христово, которое открыто Богом душе истины через предков наших: покойного Семена Матвеевича и его единомышленников. Тогда солнце сияло пресветлыми лучами, видно было сияние ночами, а благодать текла реками. Тогда было лето теплое, а ныне того уже нет. Очень опасные времена сейчас, только тот блаженный и счастливый, кто твердо стоит на основании светлейшей веры, по обряду Духовных христиан. Мир им и милость от Бога. Аминь.

Уведомляем вас о великой, глубокой и непереносной печали в сердцах наших – погребение старца. Как в духовных делах, так и в светских искусный и опытный мастер, мудрый врач всех духовных и плотских скорбей и болезней. Он с помощью чудодейственной силы Божией неизъяснимый исцелитель, как мы стали очевидцами всего, и нам стало ясно, что подобных в целом мире не осталось. Хотя имя его покрыто облаком бесчисленной клеветы, хулы и поношений. Жизнь его от юности до самой старости была целомудренна, светла и исполнена великими чудесами, премудростями и ведениями Божьими.

Читать далее

Письмо группы верующих-молокан в ЦК ВКП(б)

В Центральный Комитет Коммунистической партии большевиков

от граждан и гражданок общины Раздольная в целом

Михайловского сель/совета Гиганского района

Заявление

Настоящим просим ЦК ВКП(б), как высший орган власти, обратить внимание на поданные нами заявления от 10000 населения Молоканских объединенных общин, которые поданы еще в 1929 и 30 и 31 годах. Просьба наша не удовлетворяется, и поэтому мы убедительно просим пересмотреть наши заявления в сторону нашей просьбы, так как мы думаем, что по всем историческим событиям вам известны религиозные убеждения наших предков. Подвергаемые жестокой пытке и всевозможным издевательствам, они были пропускаемы на зубчатые колеса и перепиливаемы деревянными пилами, они оставались тверды в своих убеждениях, сохранили веру в живого Бога и не поклонялись делу рук человеческих.

И в настоящее время мы – последователи и потомки их, – идя по стопам наших предков, имея веру в Живого Бога и ученье Христа, мы не можем присоединиться к обществу безбожников и вместе с ними строить социализм, противоречащий нашему убеждению. Так как мы не можем принимать в пищу то, чего запрещено священным писанием – свиное мясо и т.п., и не можем терпеть то, что наших детей в школах воспитывают и учат безбожеству, а религию всесторонне притесняют всякими способами. А именно с 1925 года местная власть потребовала от нас: «Дайте нам списки ваших попов». Мы отвечали: «У нас попов нету». Но под угрозой того, что «если вы не представите для регистрации ваших молельщиков, то ваш молитвенный дом будет закрыт» и под всеми такими давлениями и притеснениями, местная власть заставила нас делать все, что нам не нужно и никогда у нас не было. После всего этого стали этих регистрированных людей лишать права голоса и приписывать их к числу злостных агитаторов против советской власти,  а в 1929 и 30 году стали сажать в тюрьмы и высылать, а имущество конфисковывать.

Читать далее

Николай Матвеевич Анфимов

Из журнала «Духовный христианин» №8 1913 г. (с сокращениями)
Ты, гордый, носился в лазури –
Ни дикие грозы, ни бури
Тебя не страшили вдали.
Купаясь в просторе широком,
Взирал ты недремлющим оком
На бедные села земли…
«Убитый орел» И. Морозова.

Телеграф принес нам известие: 16-го августа в Тифлисе, после почти четырехлетних тяжких страданий скончался от прогрессивного паралича Николай Матвеевич Анфимов, человек несокрушимого духа и железной энергии. Это был суровый бесстрашный воин Христов, вооруженный с головы до ног оружием Божьим. Жизнь этого человека была сплошная борьба за истину евангельскую. Еще молодым юношей вступил он в ряды ратников Христовых и сразу же вышел «на линию огня».

На этой линии застала его и смерть, скосившая его на 30-м году жизни, в самом разгаре борьбы и плодотворного труда на пользу братства.

Читать далее

Он сеял свет… Федор Алексеевич Желтов

Виктор Гурьев

(Фёдор Алексеевич ЖЕЛТОВ: жизнь, творчество, судьба)

http://www.proza.ru/2014/03/31/94

 

Желтовский пруд – одно из памятных мест города Богородска Нижегородской области…
Он приютился между улицами им. Свердлова и Московской, в том месте, где их пересекает переулок Песочный. Ещё в начале ХХ-го века, когда город Богородск был селом Богородским, улица Свердлова именовалась Стрелецкой, а Московская носила название Банные зады. По берегам пруда растут вековые вётлы – главное его украшение. Высокая безмолвная стать деревьев словно хранит в себе историческую память, которой буквально дышит этот маленький тихий уголок, расположенный недалеко от центра города…
В самом названии пруда запечатлена память о замечательном человеке земли богородской Фёдоре Алексеевиче Желтове. Его жизнь пришлась на правление трёх последних Российских императоров, смуту, вылившуюся в революцию и государственный переворот, установление диктатуры пролетариата, образование СССР; он чудом уцелел среди первых волн большевистского террора, но 1937 год захлестнул и его, 78-летнего старца, проповедовавшего добро, мир, любовь…

Читать далее