Основания истинных христиан духовных молокан c 1803 года

МОЛИТВЕННИК   ДУХОВНЫХ  ХРИСТИАН  МОЛОКАН.

Второе издание. М.П. Лезина. Тифлис, 1906 г.
Стилистика и орфография оставлены без изменений

 1-ая статья о Боге.

Веруем во единого Бога, что он пребывает в трех лицах, Отец и Сын, Святый Дух. Как Павел апостол говорил к Ефесянам во 2 гл.20 стихе: “Бывши утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем.” Христос сказал у Матфея в 28 гл. 19 стихе: ”шедши ибо научите все языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святого Духа».

2-ая статья о молитве.

Моление наше состоит по Христу в пророческих и апостольских молитвах, по приказанию сына Божия ученикам Его, как написано в евангелие от Матфея 6 гл. 9 ст.: “Отче наш, иже еси на небесах”, от Луки 11 гл. 2 ст. молитеся глаголете Отче наш, иже еси на небесах. К Ефес. 6 гл. 18 ст. всякою молитвою и молением молитеся на всякое время Духом, от Луки 22 гл. 41 ст.: ”Иисус приклонив колена молящиеся Отцу своему”. Павел апостол, как видно из деяний апостольских 21 гл. 5 ст. “преклоньше колена при брезе молился”. Даниил пророк, как видно из книги его 6 гл. 10 ст. “преклоняя колена свои, моляся и исповедуясь пред Богом своим”. В евангелие от Иоанна 4 гл. 23 ст. написано, что Спаситель сказал жене самарянке ”приидет час когда истинные поклонники поклоняются Отцу духом и истиною ибо Отец таковых ищет поклоняющихся Ему”. Дух есть Бог и иже кланяются Ему духом и истиною, достоит кланяйтесь”. В послании Иуды 1 гл 20 ст. пишется так же: “ А вы, возлюлбленные, назидая себя на святейшей вере вашей, молясь Духом Святым”. 

3-я статья о Церкви. 

Церковью почитаем людское собрание, по свидетельству апостола Павла 2-ое послание Коринфянам 6 гл. ст. 16: “Вы- бо есть  церковь Бога живаго, яко же речет Бог “яко вселюся в них и похожу и буду им Бог и тии будут мои люди”. В деяниях 17 гл. 24 ст. говорится: “Сеи небеса и земли Господа, не в рукотворенных храмах живет, не от рук человеческих угождение приимет”. О сем же свидетельствуется в следующих: 1-ое посл. Коринф., 14-ая гл. 26 ст. “…у каждого  из вас есть псалом, есть поуение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, все сие да будет к назиданию.” В 1-ом послании Петра 2 гл. 5 ст. “ И сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу, Иисусом Христом.” К Ефес. 3 гл. 10 ст. ”Да скажется ныне началом и властям на небесных церковию многоразличная премудрость Божия”. К Ефес. 5 гл. 27 ст. “Да представит ю себе славную церковь ни умущу скверны или порока, или ничто от таковых, но да будет свята и непорочна”. В деян. 20 гл. 8-11 ст. “Апостол Павел простер слово до полунощи в горнице идеже бехом собрани беседовать даже до зари и тако изыде”. У Иоанна в откровении 19 гл. 5 ст. “И глас изыде от престола глаголюще:  пойте Богу нашему все рабы Его и боящиеся Его малые и великие”. К Евреям 9 гл. 24 ст. “Не в рукотворенная бо святая вниде Христос”. Исаи 66 гл. 1 ст. тако глаголет Господь небо престол мой, земля же подножия ног моих, кий дом созиждете Ми и кое место покоища Моего. 

4-я статья о Крестном знамении. 

Видимого крестного знамения на себе не возлагаем; но знаменуемся обетованным Святым Духом по свидетельству Св. писания премудр. Соломона 16 гл. 6 ст. “Знамение имеюще спасение на воспоминание заповеди закона Твоего. Обративийся бо не вещию зримою целящеся, но Тобою, всех Спасителем”. Исаи прор. 66 гл. 19 ст. “И оставлю на них знамение и пошлю от них спасенных в языки”. Деян. 11 гл. 28 ст. “Воставь же от них один именем Агав знаменаше Духом”. Матф. 28  гл. 19 ст. “…шедше ибо научите вся языки. Крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа.” Ефес. 4 гл. 30 ст. “Не оскробляйте Духа Святаго Божия, им же знаменастеся в ДЕНЬ ИЗБАВЛЕНИЯ. 

5-я статья об иконах. 

Иконам рукотворенным делам рук человеческих не поклоняемся по слову св. писания 4 кн.царств 17 гл. 41 ст. “ Бяху языци изваянным своим служаще”. Псал. 113 ст. 12-17 “ Их идолы  серебро и злато, дела рук человеческих, уста имеют и не воглаголют, очи имеют и не узрят”, и далее псал. 134 ст. 15-18 премудр. Соломона 13-я гл. 10 ст. “Назваша Бога дела рук человеческих злато и серебро”. В той же книге 34 гл. 8 ст. “Рукотворенное же и тленное Богом именоваша в равно-бо и исповедаша суть Богу “. Исаи 44 гл. 12-18 ст., Иеремия 2 гл. 27 ст. “Древу рекоша яко Отец мой еси Ты”. Откровен. 9 гл. 20 ст., премудр. Соломона 14 гл. 27 ст., Апостол Павел к римл. 1 гл. 22-23 ст. сказал: “Глаголюще  быти мудры ьбъюродеша и измениша славу нетленного Бога, в подобие образа тленного по сему вместо образов тленных свидетельствуем образ не оцененный Сына Божия”. По свидетельству апостола Павла посл. Колосян. 1 гл. 15 ст. “Иже есть образ Бога невидимого, перворожден всей твари”. Рим. 8 гл. 29 ст. “Их же пред увиди, тех и пред устави сообразных быти образу Сына своего”. 1 посл. Петра 2 гл. 21 ст. “Зане Христос пострадал за нас, нам оставил образ , да последуем стопами Его”. Посл. Иакова 5 гл. 10 ст. “Образ приимите братия мои злострадания и долглтерпения”; к Филлипийцам 3 гл. 17 ст. 1, посл. Тимоф. 4 гл. 12 ст. “Образ буди верным житием, словом любовию, духом, верою и чистотою”. Посл. к Титу 2 гл. 7 ст. о всем же сам подавая образ добрых дел, во учении слово здравое, не зазорное, да противный пострамится”. К Евреям 1 гл. 3 ст., 2-е посл. к Солунян. 3 гл. 9 ст. ”Но себе образ дам вам во еже уподобится нам”. 

6я Об архиереях и священниках. 

Священника и архиерея имеем еданого, иже сидит одесную Бога, т.е. Сын Божий, глава церкви. Ефес. 5 гл. 23 ст. “Божественный учитель, которого Бог воскресил из метрвых, посадив одесную себя на небесах: превыше всякого начальства, и власти, и силы, и господства”. И того  даде главу всех церквей, Ефес. 1 гл. 20-22 ст. “О нем Бог сказал: Сын мой еси Ты, аз днесь родих тя”, псал. 2-7 ст., псал. 109 ст. 4. “Ты иерей во век по чину Мельхиседекову”. Евр. 5 гл. 10 ст. “И наречен от Бога первосвященником по чину Мельхиседекову, сего архиереем и священником мы нарицаем по слову писания”. Евр. 4 гл. 14-15 ст. “Имуще ибо архиерея велика прошедшего небеса Иисуса Сына Божия, да дежимся исповедания не имамы бо архиерея не могуща пострадати немощам нашим, но искушенна по всяческим по подобию разве греха”; 7 гл. 26 ст. “Таков бо нам подобает архиерей, преподобен не злобив, не скверен, отлучен от грешника и выше небес бывый, иже не иметь во вся дни нужды, яко же первосвященники”.

В той же книге 8 гл. 1 ст. “Такового имеем первосвященника иже сед одесную престола величествия на небесах”. Апостолы подражали Христу и очищены были от Духа Святого. Деян. 20 гл. 28 ст. “Внимайте ибо себе и всему стаду, в нем же вас Дух Святый постави епископы, пасти церковь Господа и Бога юже стяжа кровию Своею”. Ефес. 4 гл. 11 ст. “Той дал есть овы убо апостолы, овы же пророки, овы же благовестники, овы же пастыри и учители”. Каковые в нашей вере значатся во образе мужа или старцев по слову писания Иисуса сына Сирахова 37 гл. 15 ст. “Но токмо с мужем благовейным присно буди, его же аще познаеши держаща и соблюдающа заповеди Господни”. Иерем. прор. 5 гл. 1 ст. “Аще обращете мужа творящего суд и ищуща веры и милосерд буду ему”; 9 гл. 12 ст. “Муж премудр уразумеет сие и к нему же слово уст Господних”;     посл. к Тимоф. 2 гл. 8 ст. “Хощу убо до молитвы творят мужия на всяком месте”; 1 посл. Петра 5гл. 1 ст. “Старцы иже в вас молю, пасите стадо Божие, посещающе не нуждою, но волею и по  БОЗЕ”. 

                                       7я об блачении риз.     

Облачения  риз не имеем, ибо св. апостолы не имели для богослужения особых одежд и сам Иисус Христос не установлял оныя, как св. апостолы ходили в простых одеждах, так и мы молимся в обыкновенном одеянии. Облачение же риз полагаем, облачатся всегда в спасение и одеваться всегда правдою, по слову писания Ефесеям 6 гл. 14 ст. “Облецытеся в броню правды”. Еклесиаста 9 гл. 8 ст. “Во всякое время да будут ризы твоя белы и елей на главе твоей да не оскудеет”. Исаи прор. 59 гл. 17 ст. “Одеяся правдою яко шитом”. 61 гл. 10 ст.”… да возрадуется душа моя о Господе, облече бо мя в ризу спасения и одеждою веселия одея мя.” Апокал. 3 гл. 4-5 ст. “Иже не оскверниша риз своих и ходити имут со мною в белых яко достойны суть. Побеждая той облечется в ризы белыя и исповем имя его пред Отцем моим”. 

                                      8я о приношении жертв. 

Жертву приносим на всяком месте плод устен наших духом сокрушенным, по свидетельству Малахия прор. 1 гл. 11 ст. “На всяком месте фимиам приносится имени моему и жертва чиста”. К Евреям 13 гл. 15 ст. “Тем убо приносим жертву хваления выну Богу, сирч плод устен исповедающихся имени Его. Благотворения же и общения ни забывайте: таковыми бо жертвами благоугождается Бог”. Давид в 50 псалме 19 ст. говорит: ”Жертва Богу, дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничтожить”. Псал. 39 ст. 7 “Жертвы и приношения не восхотел еси”. Псал. 49 ст. 14 “Пожри Богови жертвы хвалы и воздаждь Вышнему молитвы твоя”. О сем же говорится в книге Даниила пророка 3 гл. 38 ст. “Несть во время сие князя  и пророка и вождя ни всесожжения, ни жертвы ни приношения, ни кадила, ни места еже пожрети пред тобою и обрести милость: но душою сокрушенною и духом смиренным да прияты будем”. Исаи прор. 56 гл. 7 ст. “Всесожжения их и жертвы их будут приятны, дом бо мой домом молитвы наречется”. 66 гл. 20 ст. “Рече Господь, аки бы принесли сынови израилевы жертвы своя мне со псалмы в дом Господен”. К Ефес. 5 гл. 2 ст. “Христос предаде себя за ны, в приношение и жертву Богу благоухание”. Псал. к Евр. 9 гл. 26 ст. “Христос с воею жертвою явился”. Каковым жертвам подражаем и мы. 

9я статья о престоле. 

Престол свидетельствуем мужа разумного по слову Божию, как сказано в книгах:  Исаи прор. 16 гл. 5 ст. “И исправится с милостию престол и сядет на нем со истиною”. Притч. Солом. 12 гл. 23 ст. “Муж разумный пестол чувствия”. Иерем. прор. 14 гл. 21 ст., Иезек. прор. 43 гл. 7 ст. “И рече ко мне: сын человечь, видел ли еси место престола моего и место стопы ног моих и деже вселится имя Мое среди дома израилева”. Захар. прор. 6 гл. 13 ст. “И сядет и возобладает на престоле своем”. Притч. Солом. 25 гл. 6 ст. “И исправится в правде престол Его”. Иерем. 3 гл. 17 ст. “Нарекут Иерусалим престл Господен”. Откровен. 21 гл. 3 ст. “Се скиния Божия с человеки и вселится с ними и тии люди Его будут и Сам Бог будет с ними, Бог их”. 

10я статья о кадиле и фимиаме. 

Фимиам и кадило полагаем в молитве по слову писания псал. 140 ст.2 “Да исправится молитва мая, яко кадило пред Тобою”. Ефес. 5 гл. 2 ст. “Жертва Богу в воню благоухания”; Апокал. 8 гл. 3 ст. “И даны быша ему фимиами мнози, да даст молитва святых и изыде дым кадильный с молитвами святых 2 посл. Кориф. 2 гл. 14 ст. “Благодарения Богу творящему нас, воню разума его являюще нами во всяком месте, яко Христово благоухание есмы Богови в спасаемых и в погибающих”. 

11я статья о сосудах. 

Сосудами при богослужении считаем уста разумных по слову писания. Притч. Солом. 20 гл. 15 ст. “Сосуд честен, устне разумне”. Псал. 70 ст. 22 “Исповемся Тебе в людях Господи в сосудах истину Твою Боже”. Исаи прор. 52 гл. 11 ст. “Носящие сосуды Господни”. Деян. 9 гл. 15 ст. “Рече Господь к Павлу: иди яко сосуд избран Мною есть ты, пронести имя Мое пред языки”. 1 Посл. Коринф. 10 гл. 16 ст. “Чаша благословения юже благословляем не общение ли крови Христовой есть”. 

12я статья о крещении. 

Крещение полагаем в покаянии и оставлении грехов по свидетельству писания. Марк 1 гл. 4 ст. “Бысть Иоанн крестяй в пустыни и проповедуя крещение покояния во отпущение грехов”. 16 гл. 16 ст. “Иже веру имать крестится спасен будет, а иже не имать веры осужден будет”. Деян. 13 гл. 23 ст. “Воздвиже Израилю спасения Иисуса проповедавшу Иоанну крещение покаяние”; 22 гл. 16 ст. “Возставь крестится, омый грехи твоя, призвав имя Господа Иисуса”. Римл. 6 гл. 2 ст. “Яко елицы во Христа кристихомся в смерть Его крестихомся”.; Коринф. 1 посл. 1 гл. 17 ст. “Не посла бо мя Христос крестити, но благовестити”; 18 ст. “Слово бо крестное погибающим убо юродство есть, а спасаемым нам сила Божия есть”. К Евреям 6 гл. 2 ст. Крещение учение и прочия. Христос сказал: “Иоанн убо крестил есть водою, вы же имате крестится Духом Святым по сих днех”. Деян. 1 гл. 5 ст. ,Луки 3 гл. 16 ст. “Иоанн креститель сказал: “Аз убо водою крещаю вы; грядет же крепли меня, Ему же несмь достоин от решити ремень сапогу Его, Он крестит Духом Святым и о г н е м. 

13я о наречии имен младенцам. 

В наречении младенцам имен поступаем по свидетельству слова Божия. Луки 1 гл. 59 ст. “И бысть осьмый, приидоша обрезати отроча и нарицаху именем отца его Захарию.Отвещавши мати его рече ни да наричется Иоанн”. Кн. исход. 2 гл. 22 ст. “И нарече имя ему Елеазар”, так поступаем и мы, в которое число родится младенец отец мать и сродство нарекают новорожденному имя. 

14я статья о миропомазании. 

Миропомазание свидетельствуем елей радости по слову Божию. Псал. 44 ст.8 “Сего ради помаза тя Боже, Бог твой елеем радости паче причастник твоих”. Авакум прор. 3 гл. 13 ст. “Ишел еси во спасение людей Твоих спасти помазанныя Твоя”. Деян. 4 гл. 27 ст. “Собравшийся бо воистину во граде сем на святаго отрока Твоего Иисуса, Его же помазал еси”. 10 гл. 38 ст. “Яко помаза Его Бог Духом святым”. 1 посл. Иоан. 2 гл. 20 ст. “И вы помазание имате от святаго”; 2 посл. Коринф. 1 гл. 22 ст. “Помазавый нас Бог иже и запечатле нас и даде обручение духа в сердца наши”.                                      

15я о причащении. 

Причастие полагаем, в причастии божественных и животворящих тайн по слову писания. Псал. 118 ст. 63 “Причастник аз всем боящимся Тебя и хранящим заповеди Твоя”; к Евреям 6 гл. 4 ст. “И вкусмвивших дара небеснаго и причастников бывших Духа Святаго добраго вкусивших Божия глагола”; 3 гл. 1 ст. “Тем же братия святая звания небеснаго причастницы”; 14 ст. “Причастницы бо бехом Христу”; 12 гл. 10 ст. “Да причастимся святыни Его”; 5 кн. Моисея 8 гл. 3 ст. “Яко не о хлебе едином жив будет человек, но о всяком словеси исходящим из уст Божиих”. Притч. Солом. 12 гл. 14 ст. “От плодов уст душа мужа наполнится благих”. Прем. Солом. 16 гл. 26 ст. “Яко не рождение плодов питают человека, но слово Твое тебе верующих соблюдает”.Иисуса Сына Сир. 15 гл. 3 ст. “Ухлебить его хлебом разума и водою премудрости напоить его”. Еванг. Иоан. 6 гл 27 ст. “Делайте не брашно гиблюще, но брашно пребывающее в живот вечный еже сын человеческий вам даст” и ст. 63 “Дух есть иже оживляет плоть не пользует ничто же”. Псал. 33 ст. 9 “Вкусите и видите яко благ Господь”. Псал. 118 ст. 50 “Яко слово Твое оживляет меня”; 1 посл. Коринф. 10 гл. 17 ст. “Яко един хлеб, едино тело, есмы мнози, все бо от единаго хлеба причащаемся”. Ст. 30 “Аще аз благодатию по что хулу приемлю”. 

16я статья о покаянии. 

Покаяние свидетельствуем крещение во оставление грехов, по свидетельству писания. Псалом 110 ст. 1 “Исповемся Тебе Господи всем сердцем моим в совете правых и в сонме”. Псал. 118 ст. 62 “Полунощи возстах исповедатися Тебе о судьбах правды Твоея”; 1 посл. Иоан. 2 гл. 1 ст. “Аще кто согрешит, ходатая имамы ко Отцу Иисуса Христа праведника  и той очищение есть о гресех наших”. К Евр. 3 гл. 1 ст. “Разумейте посланика и святителя исповедания нашего Иисуса Христа”. Посл. Иак. 5 гл. 16 ст. “Исповедайте убо друг другу согрешения и молитесь друг за друга яко да исцилеете”. 

17я статья о браке. 

В брачное сожительство мы обручаемся в правде, милости, щедротах и вере. Сам Бог сказал мужу и жене, раститеся и множитеся и наполняйте землю. Бытия 1 гл. 28 ст. “Сего ради оставит человек отца своего и матерь и прилипится к жене своей и будут два плоть едину”. Бытия 2 гл. 24 ст., Матф. 19 гл. 3-9 ст., к Ефес. 5 гл. 22-24 ст. “Жены своим мужьям повинуйтесь Христу, такоже церковь повинуется Христу, такоже и жены своим мужьям во всем”. Ст. 25 “Мужья любите своя жены, яко же и Христос возлюби церковь”. Обручаемся же мы по свидетельству книги Товита 7 гл. 10 ст. Когда Товия сын Товитов женился, то сказал Рагуиль к  Товии, яжд и пий и благодушествуй, тебе бо достоить детище мое взяти, пойми ю ныне по обычаю, и призвал Сарру, дщерь свою, и взял ее за руку и передал Товии в жену и сказал: се по закону Моисееву поцми ю и отведи в дом отца твоего”. Апостол Павел говорит 1 посл. Коринф. 7 гл. 27 ст. “Привязался ли еси жене, не ищи разрешения”. К совокуплению бракосочетания предстанут жених и невеста в собрание людей и обручатся в вере и правде в век в милости, щедротах и между их заключается клятвенное обещание, чтобы между себя не разлучатся и состарится вместе, что совершается при отцах и матерях и при свидетелях, тогда и познаются муж и жена. 

18я статья о венцах. 

Венцы полагаем в противление похотям и венчаем живот свой соблюсти правду и надеемся получить венец живота, радость надежды многоразличныя жертвы по слову писания Иисуса Сына Сираха 1 гл. 11 ст., где венцами называется венец радости. В 18 ст. венец премудрости. Еще же Сирах 19 гл. 5 ст. противляется похотям венчает живот свой. 25 гл. 8 ст., венец старцем многоразличное искусство. Исаи прор. 28 гл. 5-9 ст. “И будет Господь венец надежды”. 2 посл. к Тимоф. 4 гл. 8 ст. “Протчее убо соблюдается мне венец правды”. Апокалеп. 2 гл. 11 ст. “Дам ти венец живота”. 

19я статья об очищении и окроплении. 

Очищение и окропление полагаем не вещественное, но стараемся очистить себя от всякой  скверны плоти  и духа, окроплением сердца от совести лукавой, как говорится о сем в писании к Еврееям 10 гл. 22 ст. “Да приступаем со искренним сердцем возвещении вере окропления сердца от совести лукавыя”. 2 посл. Коринф. 7 гл. 1 ст. “Очистим себя от всякой скверны плоти и духа творяще святыню в страхе Божием”. Исаи прор. 45 гл. 8 ст. “Да возрадуется небо свыше и облацы да окропят правду”. 4 гл. 4 ст. “Омыет Господь скверну сынов и дщерей сионских кровь иерусалимскую очистить от Среды их духом суда и духом зноя”. Иерем. прор. 4 гл. 14 ст. “Омый от лукавства сердце твое иерусалим да спасешися”. 16 гл. 16 ст. “Видите кий есть путь благ и ходите по нему и обращете очищение душам вашим”. 1 посл. Коринф. 6 гл. 11 ст. “Но омылись, но освятилися, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и духом Бога нашего”. К ефес. 5 гл. 26 ст. “Очистив банею водною.

20я статья о постах. 

Посты содержим по примеру Иисуса Христа, пророков и апостолов. Диниил прор. 1 гл. 3 ст. “Бех рыдая три седьмицы дней, хлеба вожделеннаго не ядох, до исполнения трех седьмиц дней. 3 кн. Ездры 6 гл. 14 ст. говорится, что Ездра постился седмь дней, постился и Давид как видно из псалма 108 ст.. 24, где он говорит: “Колена моя изнемогосте от поста и плоть моя изменися елея ради”. Иоля прор. 2 гл. 12 ст. Бог говорит: “Обротися ко мне всем сердцем вашим в посте”. Захар. прор. 8 гл. 15 ст. Сам Бог называет пост четвертый, и пост пятый, и пост седьмой, и пост десятый таковым постам и мы подражаем и постимся по своей возможности, дня по четыре и по пяти и по седьмицы хлеба и воды не вкушаем, но благословенное едим во вся дни, по свидетельству писания кн. Левит 11 гл. 3 ст. “Всяк скот раздвояющ копыта да ясте”.  1 посл Тимоф. 4 гл. 3 ст. “Яже Бог сотвори в снядения соблагодарением верным и познавшим истину”. Освящается бо словом Божиим и молитвою. Прочих же постов не соблюдаем, а постов  по средам и пятницам не принимаем, почитаем более пост духовный, по слову писания. Исаи прор. 58 гл. 3-9 ст. “Аще всварех поститеся и бьете пястми смиреннаго; всякую мне поститеся, не сицеваго поста аз избрах ниже тако наречете пост приятен, но разрешая всяк союз неправды. Отпусти сокрушенных на свободу и всякое писание неправедное раздери, и раздробляй алчущим хлеб твой и нищия безкровныя введи в дом твой, аще видишь нага одень и предыдет пред тобою правда твоя и слава Божия обымет тя. 

21я статья о погребении усопших. 

По усопшим по исхождению души от тела имеем бдение в молитвах и пении псалмов из псалтыря царя Давида и на погребение  сопровождаем тело умершего с плачем и псалмопением вплоть до могилы, по слову писания. Псал. 145 “Хвали душа моя Господа, восхвалю Господа в животе моем: пою Богу моему дондеже есмь”. Псал. 23 ст. 1 “Господня земля и исполнение ея, вселенная и вси живущая на ней”. Псал. 83 ст. 3 “Желает скончаватися душа моя во дворы Господни”. Деян. 8 гл. 2 ст. “Как и Стефана погребоша мужие благовейная и сотвориша плачь велий над ним”. Сираха 38 гл. 16 ст. “Над  мертвецом истачи слезы”; ст. 17 “Горек сотвори плачь и рыдание тепло яко достоит ему”; ст. 23 “В покой мертвеца упокой память его и утешися о исходе духа его”. 

22я статья о воскресении мертвых. 

Веруем в жизнь за гробом и посмерти надеемся быть в другой плоти и возстать, по свидетельству писания, 2 посл. Коринф. 5 гл. 1 ст. “Вемы бо яко аще земная наша храмина тело разорится. Мы имеем от Бога храмину нерукотворенну, вечну на небесах”. 1 посл. Коринф 15 гл. 50 ст. “Сие же глаголю братия, яко плоть и кровь царства Божия наследити не могут, ниже  тление нетление наследует. Вси бо не усопнем, вси же изменимся, вскоре во мгновение ока”. Захар. прор. 14 гл. 12 ст. “Истают плоти их стоящих на ногах и очеса им истекут из обочий, и язык их истает во устах их”; 3 кн. Ездры 14 гл. 34 ст. “Поучите сердца ваши живи содержани будете и по смерти милость наследите”. Иисус Христос у Марка 12 глю 26 ст. сказал: “О мертвых же яко востают”. Нечитали ли в книгах Моисеевых Сам Бог сказал 27 ст.: “Аз Бог Авраамов и несть Бог мертвых, но живых”. Иоан. 5 гл. 2830 ст. “Грядет час во он же вси сущия во гробах услышать глас Сына Божия и изыдут сотворившия благая в Воскресение живота, а сотворившие злая в Воскресение суда”. В откровение 20 гл. 12 ст. “И видех мертвецы малыя и великия стоящия пред Богом 21 гл. 14 ст. “И видех небо ново и землю нову. Се скиния Божия с человеки и вселится с ними от иметь Господь Бог всяку слезу от очей их и смерти не будет”. 

23я статья о поминовении усопших. 

По усопшим поминовение творим и молимся, чтобы были отпущены грехи их, примеру чему видим в слове Божием. Иуда Макавей принес жертву о умерших 2 кн. Мако. 12 гл. 43 ст. “Пошла во Иерусалим принести за грех мертвых жертву”. Варух прор. 3 гл. 3 ст. “Господи вседержителю Боже израилев не помяни неправды отец наших, но помяни руку Твою и имя Твое в сие время”. 

24 я статья о седьмом дне. 

Седьмой день почитаем по свидетельству писания кн. Левит 23 гл. 3 ст. “В день седьмый покой наречется свято Господеви, всякаго дела не сотворите”. Софония прор. 3 гл. 1 ст. “Сего ради потерпи меня в день Воскресения моего”. Марка 16 гл. 9 ст. “Воскресе же Иисус за утро в первую субботу”. Сей день посвящаем молитве и добрым делам по слову писания, Колосянам 3 гл. 16 ст. “Во псалмах, пениях и песнях духовных”. Ефес. 5 гл. 18 ст. Назидая самих себя быть исполнителями слова, а не слушателями. Иак. 1 гл. 22 ст. 

25я статья о царях и властях.

Царя и властей почитаем по свидетельству слова Божия. Притч. Солом. 8 гл. 15 ст. “Мною цари цартсвуют и сильныя пишут правду, мною вельможи величаются и властители мною, держать землю”. Римл. 13 гл. 1 ст. “Всякая душа властям принадлежащим да повинуется; несть бо власти аще не от Бога, сущия бо власти от Бога учинены суть тем же противляйся власти, Божию повелению противлятся”. 1 посл. Петра 2 гл. 17 ст. “Но яко рабы Божия всех почитайте; братство возлюбите, Бога бойтесь, царя чтите”. 1 посл. Тимоф. 2 гл. 1 ст. “Молю убо прежде всех творити молитвы и моление за царя и за всех иже во власти суть”. 

26я статья о присяге. 

Присягу разумеем по свидетельству Евангелиста Матф. 5 гл. 37 ст. сказано: “Не клянитесь ни небом, ни землею, ни головою твоею, будет слово ваше да, да и нет, нет, лишше же сие от лукаваго”. Апостол Иаков в послании своем 5 гл. 12 ст. говорит тоже: “Буди вам да, да, нет, нет”. Поэтому и мы всегда сохраняем верность. 

27я статья о секте. 

В нашей секте состоит подтверждение ко всему сонму людей, что блуд, прелюбодейство, пьянство, убийство, грабеж и всякой греховной вещи испровергаем, а кто из наших единоверцев не слушается, того от собрания нашего отвергаем по свидетельству апостола Павла в 1 посл. Коринф. 5 гл. 11 ст. “Ныне же писах вам не примешайтеся аще некий брат именуем будет блудник или хищник, или идолослужитель, или досадитель, или пьяница и т.п. с таковым ниже ясти”, что и постоянно в собрании нашем подтверждается, что должность христианства не питает злобу на ближнего и всякий спор и враждебные распри стараемся искоренять из собрания и примиряется друг с другом до захождения солнца ибо злоба человека есть закостенелый и застарелый гнев, если же человек в скорости не примирится со злобою, то она обращается в грех, по свидетельству св. писания где говорится: “Солнце да не зайдет во гневе вашем, да не дадите место диаволу”, а кто гнев и злобу на ближнего своего держит, уже таковым диавол, т. е. дух злобы возобладал и водит его как пленника своего. Злоба рождается от зависти, как Каин из зависти убил брата Авеля. Этого мы стараемся всевозможно в нвшей секте не допускать. И в начале пред молением у нас всегда настоятель собрания напоминает как написано: “Аще принесши дар твой ко алтарю, ту помяни яко брат твой не имать, что на тя, ту оставь дар твой и прежде примирися с братом твоим. Это в нашей секте соблюдаем.