О КРЕЩЕНИИ ДУХОМ

Н.Ф. Кудинов. Статья из журнала Вестник ДХМ №9 1927 г (с сокращениями)

Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине. (Иоан.4:24)

 Крещение духом у духовных христиан-молокан является краеугольным камнем, на котором постро­ено все их учение, основанное не на букве писания, а на духе. Отвергая убивающую букву закона, они признают животворящую силу Духа. Но, признавая животворящую силу Духа, они далеки от мистициз­ма. Духовные христиане на своих молитвенных собраниях спокойно выслушивают какую угодно проповедь, дают ей надлежащую оценку, остаются на местах. На их психику может подействовать лишь искренняя, глубоко прочувствованная, проникнутая любовью проповедь, сказанная человеком, им известным с его нравственной стороны. Они очень мало придают значения внешней форме проповеди, показной стороне искусного проповедника. Показная сторона служения Богу у духовных христиан заменя­ется служением друг другу, жизнью в духе братства, любви и справедливости; пышность и красота общественного богослужения у них заменяются рассуждениями и толкованиями слова Божия, свободным обсуждением его тайн и извлечением из него поучений и наставлений, как нужно жить и поступать в жизни, чтобы не только им одним, но и всем людям жилось бы лучше, как духовно-религиозно, так и материально.

Духовные христиане-молокане вышли из недр русского народа, из среды крестьянства. Читая Библию и Новый завет, основываясь не на букве, а на духе Евангелия, духовные христиане отвергли все обряды, относящиеся до служения Богу, и весь культ жречества, обслуживающий обряды и поста­новления, приняли служение Богу в духе и истине, признали животворящую силу Духа, Которым крестятся, от Которого возрождаются к новой жизни.

В сознании духовных христиан Дух Святой есть безначальная и бесконечная сущность Божества: Бог есть Дух, следовательно, Дух есть Бог, вечно существующий, непостижимый, превосходящий всякое человеческое разумение. Древние люди называли Богом разум-премудрость, частица которого вложена в человека, который посредством разума отличается от животных; но разум и премуд­рость не есть Бог, она есть дыхание силы Божией и чистое излияние Его славы; премудрость есть отблеск вечного света и чистое зеркало действия Божия. Она переходит из рода в род в святые души, приготовляет друзей Божиих. Она прекрасней солнца и превосход­ней сонма звезд; в сравнении со светом она выше; ибо свет сменяется ночью, а премудрость не преодо­леет злоба. Она художница всего сотворенного, и нет человека, который мог бы превзойти премудрость Божию и открыть тайны ее бытия; лишь в чистых и непорочных душах она отражается светом божест­венной любви. (Прем. Солом. 7: с 21 стиха до конца). Во Иисусе Христе она отразилась в превосходней­шей степени. Он пришел для того, чтобы дать нам светлый разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе, Который есть истинный Бог и жизнь вечная. (1Иоан. 5:20).

Древние люди искали отражения света божест­венной премудрости в людях, обладающих в большей степени человеческим разумом. Таких людей возводили на степень божества, которым отдавали божеские почести и в честь которых строились храмы, их именами назывались города. Дух таких людей жил и после их смерти в после­дующих поколениях. Мысли великих людей, изложенные в их сочинениях, превращались в дух, всякая книга есть хранилище духа ее автора: какой дух был у автора, такой дух и сохраняется в его книге, и этот дух влияет на читающего книгу, переходит в него и подчиняет его своей воле, делает своим последователем.

Таким образом, великие люди умирали, но дух их живет в их творчестве, в их учении, и этим духом живет человечество, питаясь им из их книг и учений.

Основатели религий отличались особенным дарованием, силою воли, доходящей до самопожертвования, они созидали религиозные культы не физическим воздействием, а силою духа. Лишь те религиозные вожди применяли физическое воздей­ствие, у которых не было силы духа. Эти вожди, запутавшись в обрядах, запутывали в них и своих последователей, кто же не хотел подчиниться им, тех они принуждали насильственным путем испол­нять обряды и разные, ими выдуманные, человечес­кие постановления. Именем Христа они сжигали на кострах всех инакомыслящих. Дух Христа, вложен­ный в Его учение, они отвергли, слова Его учения они извратили, перетолковали так, что жизнь верующих ни в малейшей степени не отражала собою истинных последователей Христа и Его учения. Крещение Святым Духом было заменено крещением в воде, и не тогда, когда человек сам себе дает отчет в своих поступках, а тогда, когда ребенок только что народится и ничего не смыслит. Это крещение является главным препятствием для крещения Духом Святым.

Самое же главное несчастье этих людей заключа­ется в том, что они думают, что тем самым они служат Богу. «Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою. Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны. Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, — то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела. Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца». (Рим.1:18-25).

И нам приходится убеждаться, что, так называемые, христианские народы, принявшие в основу своей религиозной жизни учение Христа, не крестились Его Духом. На самом деле, поразмыслим глубже: отражает ли многомиллионная масса христи­анства собою Божественный лик Христа? Его кротость и смирение? Его Божественную любовь к страждущим и угнетенным? На эти вопросы нам отвечает история христианства. Исторический путь, усеянный трупами замученных страдальцев, клавших свою жизнь за счастье человечества, за науку и просвещение, за равенство, братство и любовь, красноречивей всего говорят нам о христианстве, что оно не крестилось Духом Христа, Духом Его любви, но что оно крестилось водою, буквою ветхого завета, духом ветхозаветных царей, ведших непрестанные войны и истреблявших целые народы за свое личное благо.

II

Все существующие в настоящее время христи­анские религии признают, что Бог есть дух, Которого никто никогда не видел и видеть не может, а между тем, почти все христианские религии изображают Его в виде человека, почтенным старцем, сидящим на престоле. Помимо Бога-Духа у христиан существует множество других различных духов, которые подразделяются на разные ранги и выполняют различные роли. Все духи исполняют волю Единого Духа-Бога. Христианские церкви изображают также и духов в виде ангелов, архангелов, херувимов и серафимов, которым отдаются божеские почести; внутренности храмов исписаны этими изображе­ниями, между которыми нарисованы изображения и злых духов, которые так же, как и добрые духи подчиняются Богу-Духу и исполняют Его повеления.

Люди грешные, с которыми не могут справиться духи добрые, часто отдаются духам злым для исправления. Апостол Павел в своем первом послании Коринфянам, 5-й главе, дает совет церкви, чтобы она, в случае греха прелюбодеяния, не плакала, а отдала бы грешника сатане во изможде­ние (для исправления), чтобы дух был спасен. Бывали случаи, когда и праведники отдавались

сатане для испытания, как, например, Иов, который пострадал только потому, что Бог захотел похвалиться им перед сатаной. Библия рассказывает нам об одном интересном случае из жизни израильских царей. Был у Израиля один очень беззаконный царь Ахав, жена которого, Иезавель, отличалась особенной жестокостью в преследовании пророков Божиих. Царь этот, во чтобы то ни стало, хотел завоевать царя Галаадского Рамофа, а Бог был против этого. Пророк Михей предупреждал Ахава, чтобы он не шел воевать против Рамофа.

Вот что рассказывал пророк Михей царям Иудей­скому Иософату и Израильскому Ахаву: «я видел Господа, сидящего на престоле Своем, и все воинс­тво небесное стояло при Нем, по правую и по левую руку Его; и сказал Господь: кто склонил бы Ахава, чтобы он пошел и пал в Рамофе Галаадском? И один говорил так, другой говорил иначе; и выступил один дух, стал пред лицем Господа и сказал: я склоню его. И сказал ему Господь: чем? Он сказал: я выйду и сделаюсь духом лживым в устах всех пророков его. Господь сказал: ты склонишь его и выполнишь это; пойди и сделай так. И вот, теперь попустил Господь духа лживого в уста всех сих пророков твоих; но Господь изрек о тебе недоброе». Когда Михей окончил свой доклад царям, один из ложных пророков, Седекий, подошел к Михею и, ударив его по щеке, сказал: «как, неужели от меня отошел Дух Господень, чтобы говорить в тебе?» (3Цар.22:19-23).

Почему же ложный пророк нанес удар Михею? Потому, что все четыреста пророков, которых держал у себя Ахав, были крещены и напоены духом лжи, а пророк Божий Михей был крещен и напоен Духом Святым. Этот пророк настолько был правдив, что зная, что во всех пророках был ложный дух с разрешения Бога, все-таки не стал лгать, а говорил правду царям, открывая им глаза. Но они, вместо того, чтобы послушать его, посадили его в тюрьму и сделали распоряжение не давать ему хлеба досыта.

Согласно повествований Библии духи проро­ческие передавались пророками своим преемникам. Пророк Илия при своем вознесении на небо передал свой дух пророку Елисею, следовательно, Елисей крестился духом Илии, в силе духа которого пришел Иоанн Креститель. Передача Святого Духа как пророками, так Христом и апостолами всегда произ­водилась безвозмездно: даром получили, даром и давайте. Лишь впоследствии христианскими вождя­ми была установлена плата, так что у них Дух Святой превратился в товарную единицу и отпускается тем верующим, которые платят деньги за него.

Понятие о духах тесно связано с понятием об ангелах; как духи исполняют повеления Божии, так и ангелы являются верными служителями Божиими. Но под этих служителей очень часто подделывается сатана. Апостол Павел говорит, что сатана может принимать вид светлого ангела, и служители сатаны могут принимать вид служителей правды. (2Кор.11:14). Поэтому, чтобы не стать жертвою нечис­того духа, апостол Иоанн пишет: «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире». (1Иоан. 4:1).

Если в Ветхом завете были случаи, когда духи, посланные от Бога, вводили людей в обман, люди веровали в этих духов, крестились ими, то не исключена возможность таких случаев и в Новом завете, в христианских церквах, в которых так же битком набито нечистых духов, которые ворочают всеми делами церквей и по своему усмотрению управляют ими, живя в них, как в собственном доме, вытесняя при этом из них Дух Божий. Апостол Павел пишет, что дух нечистый в виде человека греха, сына погибели, будет называть себя богом, так что в храме Божием сядет, как Бог, выдавая себя за Бога. Пришествие его будет по действию сатаны, со всякою силою и знамениями, и чудесами ложными, обольщать вселенную, и люди будут верить лжи (2Фес. 2:3-9).

Если духи в христианских церквах оказывались ложными, то и ангелы, поставленные во главу этих церквей, оказались не на высоте своего призвания. Из первых семи Асийских церквей, организовав­шихся еще при жизни апостолов, в одной только Филадельфийской церкви оказался хороший ангел. Под ангелом разумеются пресвитера церквей. Высокое звание ангелов приписывается всем духов­ным лицам многих церквей, начиная с патриарха и кончая простым дьяконом.

III

С появлением на Руси св. писания Ветхого и Нового заветов грамотные русские люди усиленно начали его читать и находить в нем такие указания, такие тексты, в которых прямо говорится, что иконы — не боги, что никаких нетленных мощей быть не может, что все так называемые духовные лица такие же немощные грешники, как и простые миряне, что никаких почестей им воздавать не следует, платить за требы, также не следует. Углубляясь в чтение св. писания, люди эти перестали ходить в церковь, выбросили из своих домов иконы, отказались от принятия церковных «тайн» причащения, миропома­зания, отменили крестное знамение, стали создавать свой быт, свою новую жизнь, за что стали подвер­гаться гонениям и преследованиям. Люди эти, отвергнув все видимое богослужение официальной церкви, стали создавать свое религиозное мышле­ние, свое миропонимание. Ввиду того, что люди эти были не образованы, они вышли из недр кресть­янства, им очень трудно было создавать уклад новой религиозной жизни. Однако, тем не менее, в короткое время, со дня своего появления, духовные христи­ане, создали свой безобрядовый религиозный культ, причем никакого привилегированного класса служи­телей религии не выделили из своей среды, установив полное равенство и братство между собою, никакой платы за какие бы то ни было так называемые религиозные требы никому не выдавалось. Установление это существует у них до сего дня. Специального «ангела» у духовных христиан нет и быть не может. Они прекрасно пони­мают, что значит рабство, физическое и духовное. Слова Христа, сказанные народу, они высоко ценят. А Христос вот что сказал: «на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают: связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их; все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих; также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель! А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель -Христос, все же вы — братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник — Христос». (Матф. 23:2­-10). Далее в этой же главе Христос говорит о том несчастье, какое постигнет всех, присваивающих себе звание учителей, отцов и наставников. И если это относилось к книжникам, фарисеям и лицемерам Ветхого завета, то тем более оно относится ко всем новозаветным вождям христианства, которые так же как и еврейские вожди, возлагают тяжелые бремена на плечи трудящихся. И это омрачение началось с первых семи Асийских христианских церквей, анге­лам которых Спаситель через Духа Святого написал семь посланий. За каждым посланием писалось: «Имеющий уши да слышит, что Дух говорит церквам», «Слова, которые Я говорю вам, суть Дух и жизнь», говорил Христос. Следовательно, в словах этих семи посланий, был Дух Святой.

Первое послание было написано Иоанном к церкви Ефесской. В этом послании Дух Святой восхваляет ангела-пресвитера, что он трудился и терпел от тех людей, которые входили в состав этой церкви, называли себя апостолами, впоследствии оказавшиеся лжецами, относился с ненавистью к делам николаитов, которых ненавидел и Дух Святой. «Но имею против тебя то, что ты оставил прежнюю любовь», т.е. ты уже не с такой искренней любовью относишься ко мне и к членам церкви, ты перешел

от добрых дел к рассуждениям и толкованиям. Покайся, и твори прежние дела твои. Из этого видно, что речь идет не о догматах или обрядах, о прежних делах любви и милосердия. «А если не так, скоро приду к тебе и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься». И действительно, светильник этой церкви сдвинут с его места. Прежний Ефес, ныне Аясалык, греческая деревушка, в которой насчитывается не более 40 греческих семей. Прежний же Ефес, когда писалось туда послание, был одним из величайших городов того времени, он был богат и обширен, в нем процветала лирическая и эпическая поэзия, философия и история. Храм, бывший главной гордостью города и одним из чудес тогдашнего света, был виден далеко с гавани. Ефес был наиболее величественным из того, что Овидий называет «величественными городами Азии». Основанная ап. Павлом в Ефесе церковь сделалась знаменитой христианской митрополией, в нем происходил (в 431 году) великий вселенский собор, который низложил Нестория, еретического патриарха константинопольского; и светильник этой церкви был сдвинут с места его: храм его представляет серую груду развалин; прежняя гавань представляет собою поросшее камышом болото; лихорадки и опустения царствуют на том месте, где богатство древней цивилизации находило себе место среди грубых суеверий и отвратительнейших пороков.

Театр Ефеса, представлявший собою величест­венное здание, вмещавшее в себе до 30 тысяч зрителей, также превратился в груду развалин. От былого славного величия Ефеса остались одни лишь воспоминания. Ангел Ефесской церкви не покаялся, он запутался в обрядах крещения, отверг мудрые советы ап. Павла, который в своем послании к Ефесянам говорил, что крещение должно быть одно Духом Святым: «один Господь, одна вера, одно крещение и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания». (Ефес. 4:4-5).

Крещение Духом Святым было заменено крещением в воде и другими обрядами, относящимися до плоти, Ефесской церковью потому, что там было положено начало Аполоссом, который не знал о крещении духом, зная только крещение Иоанново, что и повлекло за собою падение Ефесской церкви. Дело Аполлоса не устояло, оно сгорело. (1Кор. 3:15).

Из послания Пергамской церкви видно, что постройка Пергамской церкви велась по тому же типу, что воздвигалась и Ефесская церковь. Вот что гласит послание: «знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа. Но имею немного против тебя, потому что есть у тебя там держащиеся учения Валаама, который научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали». (Откр. 2:13-14). Всем хорош был этот ангел, но вот беда: не отверг учения николаитов, допустил есть идоложертвованное и любодействовать. И этому ангелу было предложено: «покайся».

Пергам был в то время, когда писалось послание, главным городом Малой Азии и резиденцией тогдашних царей, вместе с окрестными городами находился под Римской властью и наполнен был идольскими храмами. Во время гонения на христиан, при Домитиане, один благочестивый христианин по имени Антипас был брошен в раскаленного медного быка, находившегося в храме Дианы и сожжен за веру во Иисуса Христа. В 324 году, когда император Константин принял христианскую веру, церковь эта сделалась господствующей. И, несмотря на это, сатана снова воздвигает в ней свой престол, истин­ные христиане снова начали подвергаться гонениям и преследованиям. Преемники Константина, вместо того, чтобы уничтожить идолопоклонство, покрови­тельствовали языческим жрецам, которым разреша­лось отправлять языческие богослужения по городам и селам. В это самое время христианство стало смешиваться с язычеством; дух языческого учения

стал проникать и прослаиваться в христианское учение. Языческие храмы стали превращаться в христианские, идолы языческие в образа, вместо множества языческих богов стали обожать людей, мощам и чудотворным иконам не было конца. И церковь эта, став совсем николаитской, пала совер­шенно, ангел этой церкви сошел со сцены, светиль­ник его сдвинут с места. «Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает». (Откр.2:17). В этой церкви оказались верные служители Господа, которые вместо идоложертвенного и любодейного питания получат другую пищу: «сокровенную манну». Манна, хранившаяся в ковчеге завета, была прообразом истинного хлеба небесного, которым питаются истинные духовные христиане, которые не пошли вслед учения николаитов.

IV

Братья, духовные христиане, прежде всего всем нам необходимо выяснить, крещены ли мы Духом Святым, живет ли в нас Дух Божий, и имеем ли мы Дух Христов? Если Дух Того, Кто воскресил Христа, живет в нас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и наши смертные тела Духом Своим, живущим в нас. Итак, братья, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти: ибо, если мы будем жить по плоти, то умрем, но если Духом Святым будем умерщвлять дела плотские, то будем живы. Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии, потому что они не приняли и никогда не примут рабства и подчинения культу жречества, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взывают: «Авва, Отче». Сей самый Дух свидетель­ствует духу нашему, что мы дети Божии. Этот Дух подкрепляет нас в немощах наших и ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными, ибо Он знает нашу мысль, и ходатайствует за святых по воле Божией (Римл. 8:11-27). Если же мы не имеем Духа Христова, то мы и не Его, и нам никакой борьбы против язычества вести не нужно, да мы и не можем, потому что нам укажут на наши недостатки, на нашу греховную жизнь, на наши распри и раздоры, если таковые в нас есть.

Поэтому, дорогие братья, называясь духовными христианами, мы должны быть крещены Духом Святым. Отрицание видимого водного крещения не есть еще доказательство нашего духовного крещения, мы можем оказаться не крещенными ни буквально, водным крещением, ни духовным крещением Духом Святым. На самом деле: как можем мы сказать о себе, что мы крещены Духом Святым в то время, когда мы совершаем грех, когда в нас гордость, зависть, лицемерие, ненависть и т. п. Итак, да не царствует грех в смертном теле нашем, не будем более предавать члены наши в орудие неправды, но предоставим себя Богу в орудие праздности (Римл. 6:12). Наконец, братья мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы нам можно было стать против козней диавольских; против духов злобы поднебесной. Итак, станьте, препоясав чресла ваши истиною, и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благоветствовать мир. А паче всего возьмите щит веры, которым можете угасить все раскаленные стрелы лукавого; шлем спасения, и меч духовный, который есть слово Божие (Ефес. 6:10­-17). При таком только вооружении, нам не страшны будут никакие нападки на нас. Только бы нам одетыми в эти Божественные доспехи не оказаться нагими.

Итак, братия мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом. (1Кор.15:58)

Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любовь Бога Отца и общение Святого Духа, да будет со всеми нами. Аминь.