История духоборцев и молокан

Статья Я. Абрамова из журнала «Живописная Россия»  №№ 23 и 24 1905 г.

(Перепечатано из журнала «Вестник ДХМ» — январь 1935г.)

Южная полоса центральной России издавна служила очагом возникновения и распространения крайне разнообраз­ных сект и раскольничьих толков. Ка­лужская губерния долго почти исключи­тельно поставляла попов для рассеянных по всей России общин раскольников-поповцев; Орловская, Калужская и Тамбовская — были издавна гнездилищем хлыстовской секты, и здесь же впервые появилось скопчество; в Тамбовской гу­бернии возникло молоканство и его от­прыски; в Калужской губернии возникли секты охохонцев и поцелуек, и т. д. Словом, здесь как бы хранится таин­ственная лаборатория, производящая са­мые дикие идеи наряду с самыми ра­циональными и создающая наряду с изуверами-скопцами рационалистов-моло­кан.

Читать далее

Съезд пресвитеров и помощников пресвитеров 21-23 июля 2015г.

«Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего» (Рим.12:1).

Дорогие братья и сестры во Христе Иисусе, благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа, Который отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века, по воле Бога и Отца нашего; Ему слава во веки веков. Аминь. (Гал.1:3-5). По благословению Бога и инициативе Духовного совета «Союза общин духовных христиан молокан в России» 21-23 июля 2015г. в общине с. Кочубеевского состоялся съезд пресвитеров и помощников пресвитеров, который посетило более 30 делегатов из общин ДХМ Ставропольского и Краснодарского краев, Самарской и Тульской областей, городов Нальчик, Владикавказ, Москва. Съезд проводился для того, чтобы руководители общин  обсудили насущные вопросы нашего вероисповедания, познакомились ближе друг с другом, пообщались в духе любви. «Если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха» (1Ин. 1:7).  В это же время в общине с. Кочубеевское проводился очередной летний лагерь для детей младшего возраста, благодаря чему самые молодые и старшие могли обогатиться  друг от друга молодым задором, житейским и духовным опытом. Общение проходило в теплой, дружеской обстановке, каждому хотелось высказать свое мнение, дважды в день проводились собрания, до позднего вечера длились беседы. Основные обсуждаемые темы: о крещении, о помазании, о праздниках, обрядовых постановлениях. Были и разномыслия. В итоге пришли к выводу, что не надо в  основу вероисповедания вводить что-то новое, или убирать что-то старое, а надо сохранить то наследие, что передано нам через века от начала («только то, что имеете, держите, пока приду» (Откр. 2:25)). Многое уже разобрано и изложено в учебнике Н.М. Анфимова «Изложение Догматов и Молитвенник Общины Духовных Христиан Молокан» (Издание Тбилисской общины 1912г.)

«Итак ждите Меня, говорит Господь, до того дня, когда … опять Я дам народам уста чистые, чтобы все призывали имя Господа и служили Ему единодушно» (Софон. 3:7-8). «Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит» (2Кор.3:6). «По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил» (Рим.12:3). «Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией» (1Пет.4:10). Все сие да будет «к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова»  (Еф.4:12), которое есть Церковь (Колос. 1:24). «Кто сим служит Христу, тот угоден Богу и достоин одобрения от людей. Итак будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию» (Рим.14:18). «А Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем,  Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века. Аминь» (Еф. 3:20-21).

Михайлов В.В., г. Изобильный.

SONY DSC

Время и место славы

«Да, лето состоит из привычных обрядов, для каждого есть свое привычное время и свое привычное место…» (Рэй Бредбери «Вино из одуванчиков»).

Столкнувшись с этим высказыванием в одном из произведений Рэя Бредбери, на ум тот час же пришла мысль о молоканском молодежном  съезде, за годы ставшем таким родным и милым сердцу. Привычное время – пятница перед первым воскресеньем августа. В этот день, если ты по каким-либо причинам еще не размещаешься в одном их домиков лагеря, на одном из берегов реки Зеленчук, и, вдобавок ко всему, твои друзья, находящиеся в то время там, говорят, что кто-то из присутствующих в том месте интересуется твоим отсутствием, тебе становится трудно совладать с чувством нарастающего огня внутри, который разгорается по мере приближения к селу Ивановка Кочубеевского района. И вот это полгода ожидаемое время наконец наступает. Время встречи с духовными друзьями, время знакомства с людьми, впервые присутствующими на съезде, время, которое милостивый Господь нам уготовил, чтобы мы провели его с близкими по духу братьями и сестрами, время, что Бог посылает нам для назидания Его Cвященным Словом, время покаяния, время растворения наших сердец, укрепления духовной близости.  Чтобы нам,  оставив заботы века, житейские дела, насладиться кратковременной возможностью побывать в то время, в том месте.

Съезд. Собрания. Неделя с духовными братьями и сестрами. Слово Божье.

Читать далее

Какой пищей мы питаемся

В начале

Пища необходима для поддержания жизни человека. Когда Бог сотворил человека, Он предусмотрел источник питания для него. Вначале пищей для человека была «всякая трава, сеющая семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя» (Быт.1:29). Потом насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке и поместил там человека, которого создал.  И там произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи (Быт 2:8-9). Лишь плодами от дерева познания добра и зла, запретил Бог не только питаться, но, как сказала Ева, даже прикасаться к ним (Быт.3.3). Человек нарушил этот запрет, и тогда Бог закрывает для него доступ к плодам другого дерева —  дерева жизни, причём дело теперь не ограничивается запретом, но Бог изгоняет Адама из рая и ставит «на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни» (Быт.3:24).

Я не знаю, чем питались люди после изгнания из рая. Книга Бытие повествует, что сыновья Адама были один земледелец, а другой – пастырь овец, и это наводит на мысль о том, что после изгнания из рая вместе с растительной пищей люди стали употреблять животную: молоко и, вероятно, мясо. Если для жизни Адама в раю Бог Сам насадил сад и дал повеление о пище, то этого мы не видим после изгнания из рая. Возможно, человек был предоставлен сам себе, возможно, что повеление о пище было дано, но имеющиеся у нас Книги Писания не повествуют об этом. Известно лишь, что ко времени перед потопом люди различали животных на чистых и нечистых (Быт.7:2). Известно также, что Авель в дар Господу «принес от первородных стада своего и от тука их» (Быт.4:4). Это свидетельствует о том, что Авель способен был умерщвлять животных, которых пас, и, скорее всего, уже семейство Адама начало питаться мясом. Откуда люди научились различать животных на чистых и нечистых и по каким признакам, доподлинно не известно. Возможно, что закон о пище, который был дан значительно позже, лишь закреплял то, что было известно изначала и передавалось по поколениям.

Впоследствии через Моисея Бог дал сынам Израиля повеления о пище (Лев.11гл.), это стало законом, который ревностные исполнители закона соблюдали, и даже не щадили своей жизни, чтобы не оскверниться нечистой пищей (1Макк.1:62-63).

Читать далее

«Над нами смеялись продавцы в магазинах»

Корреспондент «Русской планеты» побывала в этномузее христиан-молокан

Лариса Бахмацкая, Ставрополь

http://stavropol.rusplt.ru/index/etnomuzei_hristian-molokan-18546.html

Уникальное историческое и культурное явление Ставропольского края — это этнический музей в поселке Новокумский, где живут молокане. Молокане — разновидность духовного христианства, а также особая этнографическая группа русских. Они, как и казаки-некрасовцы, в прошлом веке вернулись из Турции, где жили закрытой коммуной. На Ставрополье они решают несколько задач: сохраняют язык, традицию и веру предков, а также предоставляют возможность туристам окунуться в мир русской старины. Этнодеревня существует на Ставрополье с 2012 года, на строительство комплекса на 8 га земли были выделены средства из бюджета края в размере 7 млн рублей.

Приезжаю в поселок Новокумский, и захожу во двор стилизованного под старину дома-музея молокан. В дверях дома, украшенного искусственными цветами, стоит молодая женщина в белом полупрозрачном кружевном платке и задумчиво смотрит куда-то в сторону засыпанного песком двора, качелей и фигуры аиста в гнезде. Глаза у селянки ярко-синие, а волосы темные. Здороваюсь, сразу спрашивая, из молокан ли она.

 

Читать далее

Газета «Весть» №2 2015 г.

Подготовлен к печати очередной номер газеты  Союза общин духовных христиан молокан в России «Весть». Газета распространяется по общинам.

На сайте газета доступна в формате PDF: Весть 2 2015

Летний детский лагерь в Кочубеевской общине Духовных Христиан молокан

Дорогие братья и сестры, хочется поделиться впечатлениями об очередном летнем детском лагере в Кочубеевской общине Духовных Христиан молокан. Он прошел с 15 по 19 июня 2015 года. Несмотря на несколько дождливых дней, количество детей увеличивалось с каждым днем. Лагерный поток посещало 35-40 детишек. В основном были дети из Кочубеевской Воскресной школы.

Младшие братья и сестры общались, читали Библию, учили и пели новые псалмы, песни, молитвы.

Каждое утро и вечер дети собирались на молитвы, где благодарили Бога за общение, встречи друг с другом, просили о хорошей погоде, о прибавлении новых детей в лагере и о том, чтобы лагерь не закрывался.

Занятия проводились в двух группах: старшей и младшей.

С детьми старшей группы занималась Рыжкова Евдокия Николаевна. На занятиях обсуждались темы: «Сущность и познание Бога», «О чем говорит нам внутренний голос», «Почему мы нуждаемся в Господе», «Ищите Господа, когда можно найти Его», «Когда нельзя уже будет найти его», «Хотели бы вы видеть Бога», «Открытие Бога в трех личностях». Ребята выучили новый псалом 18 «Небеса проповедуют славу Божию».

В младшей группе тоже проходили занятия вместе с Рыжковой Екатериной Павловной.

Детям рассказывалось и читалось о сотворении мира. Тема была интересная и очень понравилась ребятам. После теоретической части занятий проводилась практика: ребята лепили и рисовали то, что создал Бог, а затем — что создал человек. Вместе с детьми старшей группы они рассматривали рисунки и интересные работы.

Все ребята с нетерпением ждали купание в бассейне, но, к сожалению, дождливая погода их разочаровала. Благодаря большому подарку от наших взрослых брата и сестры (огромному батуту), дети с удовольствием проводили свободное время на нем.

В последний день лагеря ребята делились радостью и отзывами о том, как им было весело и хорошо, некоторые даже плакали, потому что не хотели, чтобы лагерь заканчивался. Все ребята поблагодарили Бога за все, что Он делает для нас, и попросили Его о том, чтобы он послал  новую встречу в следующем лагерном потоке.

Куделина Марина

IMG_0527

Слава и благодарение Господу за всю милость и мудрость, которую он даёт нашим старшим братьям и сестрам. Уже не первый год Кочубеевская община духовных христиан молокан собирает наших детей в летний лагерь, который посещает большое количество детей от малышей до школьников. Помню ещё из своего детства, как мы ждали этот лагерь, ждали встречи друг с другом, общения, поездок, походов на реку Кубань. Время идёт, и это коснулось уже наших детей. Их утро начинается с утренней молитвы, а затем завтрак, который затягивается песнопениями. Затем начиналось служение, дети делились на две группы, старшие и младшие. Мне не раз приходилось слышать беседы и ответы на духовные вопросы нашей старшей группы. Я с интересом слушала их, понимая как любит нас Бог ,что позволяет нашим детям понимать и интересоваться духовным писанием. У нашей младшей группы служение проходила в игровой форме, которая позволяла детям заинтересоваться темой, подготовленной старшими. После служения, детей ждали игры на детской площадке и весёлая забава – батут, от которого восторг вызывает не только у детей, но и у некоторых взрослых, и у меня в том числе. После вкусного обеда, за который отдельное спасибо нашим мамам и бабушкам, которые взяли этот труд на себя, дети шли отдыхать в гостиницу, в комнатах которой организовали для этого спальные места. Дети не хотели, чтобы наступал вечер, потому что им придётся расходиться по домам. Не напугала никого дождливая погода, а для божьего человека вся погода – благодать.

В завершение всего написанного хотелось бы сказать: дай Бог, чтобы все наши общины посетила такая же радость и возможность собирать детей, потому что ребёнку легче с детства привить любовь к Богу, любовь и внимание к окружающим его людям.

Рыжкова Наталья

Съезд пресвитеров в 2015 году

21, 22, 23 июля в общине ДХМ с. Кочубеевское будет проводится съезд пресвитеров. Цель съезда — обсуждение духовных и насущных вопросов, укрепление межобщинных связей.

Приглашаются пресвитера общин и их помощники.

Т.ф. для вопросов 8 — 919 — 745-74-10 (Василий Тимофеевич)

Цивилизация российских молокан — исчезнувшая Атлантида в Карсе

КАРС, 25 мая — РИА Новости, Алена Палажченко, Федор Смирнов.

Провинцию Карс, расположенную на крайнем северо-востоке Турции, можно смело назвать самой русской из 81 турецкой провинции. В 1878-1918 годах она входила в состав России, что оставило большой след в архитектуре Карса, центральные улицы которого напоминают дореволюционную застройку Твери, Рязани или Владимира. «Русский период» истории этого края неразрывно связан и с историей живших здесь 18 тысяч переселенцев из России — молоканах. Хотя их в Карсе давно уже нет, о молоканах знает каждый местный житель.

РИА Новости http://ria.ru/religion/20150525/1066401605.html#ixzz3bAm2AHSk

Читать далее